Круглосуточный "Телефон Доверия"

8-800-2000-122

Патриоты или потребители

28.03.2019

Просмотров: 437

Как ни крути, а в школе ребенок проводит гораздо больше времени, чем с родителями. Сегодня это уже осознали все и схватились за голову: как так, за девяностые и нулевые из школы ушло воспитание! Как так, весь учебный процесс стал сводиться к натаскиванию на сдачу итоговых экзаменов! Как так, выпускники совершенно не знают родной истории! А ведь мы хотим вырастить из них патриотов, ответственных и порядочных людей. Ну, по крайней мере, этого хотят и государство, и адекватные родители. Так реально ли это?

 

Мы беседуем с учителем истории липецкой школы № 60 Сергеем Бочаровым. Сергей — один из тех молодых людей, кто сделал совершенно осознанный выбор в пользу работы в школе. Я не буду перечислять все его награды и заслуги. Скажу только, что с 2014 года он является общественным помощником Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области. Так что, проблемы детей для него не пустой звук.

 

— Когда мы видим в телесюжетах, что наша молодежь не знает даже элементарных вещей из истории страны, то становится просто жутко. На ваш взгляд, они не хотят изу­чать историю, считают ее не нужной?

 

— Я бы так не сказал. Просто главная задача педагога — заинтересовать ребенка своим предметом. Я преподаю у всех, начиная с пятиклашек и заканчивая старшеклассниками. И все на уроках тянут руки.

 

— Даже старшеклассники?!

 

— Ну, для них молодой учитель является скорее старшим товарищем. Поэтому мы больше ведем беседы, дискуссии, они задают мне вопросы. И, конечно же, высказывают свою точку зрения на то или иное историческое событие. А моя задача — сформировать объективную точку зрения с учетом всех исторических документов и свидетельств, о которых они чаще всего ничего не знают. А еще у них много вопросов по ЕГЭ, поскольку они знают, что я его тоже сдавал.

 

— Дети очень запуганы?

 

— Да, и это ужасно. Пугают родители, пугают классные руководители. Моя задача объяснить ребенку, что от него не потребуется ничего сверх того, что он изучал в школе. Поэтому просто учись! И все у тебя будет хорошо.

 

Прививка от равнодушия

 

— История очень сложный предмет, в нее то и дело норовит проникнуть политика…

 

— Да, начиная с девяностых пошла манипуляция фактами, доходящая до откровенных подтасовок, началось замалчивание одних фактов и выпячивание других. Но как можно вырастить из ребенка патриота, если жизни его отцов и дедов замараны черной краской? Особенно в том, что касается периода Советской власти, надо быть очень внимательным и непредвзятым. А этот период практически убран, не считая Великой Отечественной войны. Как убраны из программы книги «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия». Более того, надо владеть огромной информацией по этому периоду, чтобы дать детям всю объективную полноту картины. Заградотряды? Да. Но когда они появились, на какое время и почему? Афганистан? Да. Но какие у нас были геополитические интересы в том регионе? Что сейчас там, после нашего ухода? Как афганцы сегодня вспоминают «шурави», сравнивая с американцами? У ребенка должно быть не только знание, но и понимание своей истории. А для этого учитель должен владеть всеми фактами.

 

— А если во время дискуссии кто-то из учеников скажет, что Ленинград лучше было бы сдать?

 

— Ну, слава Богу, никому из моих такое и в голову не придет. У них есть прививка от подобных бредней. Когда мы изучаем блокаду Ленинграда, я стараюсь как можно больше времени посвятить дневнику Тани Савичевой. Ведь это живое свидетельство того, что происходило в осажденном Ленинграде. А дети даже имени этого не знают, и вот это уже трагедия. Но, познакомившись с дневником, они начинают совершенно по-другому воспринимать и чувствовать то, что тогда переживали ленинградцы и вся страна.

 

— Но это же больно, а сегодня детей стараются уберечь от отрицательных эмоций…

 

— Хирург тоже вынужден делать больно, чтобы потом пациент жил здоровым. И лекарства горькими бывают. А если мы будем ограждать детей от всего, что их может вывести из комфортного состояния, то воспитаем «идеальных потребителей», а не патриотов. Мы ездили на экскурсию в Санкт-Петербург, потому что это и столица Российской империи, и Петроград — колыбель Великой революции, и некогда блокадный Ленинград, и вообще — сгусток исторической памяти и событий. Собираемся поехать в Волгоград. Во время таких экскурсий история для ребят оживает. Стараемся искать бюджетные варианты, чтобы поехать могли все дети, независимо от финансового положения в семье.

 

Как не запутаться в Сети

 

— За последние пять лет дети как-то изменились?

 

— Они меняются под давлением окружающей среды. Сегодня я гораздо чаще могу услышать от ученика: «Я не подготовился, потому что у меня отключился Интернет». Я всегда отвечаю: «А ты спроси у мамы, что такое библиотека и как в нее записаться». Спроси у бабушки, как она бегала в библиотеку книги менять. Я им сразу сказал: «Не дай Бог, вы будете пересказывать мне информацию из Википедии!» Потому что там никто ни за что ответственности не несет, кто угодно может дописывать и редактировать.

 

— Вы против Интернета?

 

— Как сказала наша министр Ольга Васильева, сегодня мы от Интернета уже никуда не уйдем, но! Надо учить детей правильно им пользоваться, надо следить за ребенком! Одно дело найти в Сети необходимую статью, книгу, которой в данный момент нет под рукой. И совсем другое — играть часами в компьютерные игрушки, зависать в соцсетях, тупо «кликать» все новости подряд. А потом трагедия: «Ах, я обнаружила, что моя двенадцатилетняя девочка ведет любовную переписку с двадцатилетним парнем!» Ну, так заблокируйте ей все соцсети, в ее возрасте важнее живое общение. Заблокируйте те сайты, которые вы считаете для нее несвоевременными.

 

— С этим трудно бороться?

 

— Очень. У меня каждое родительское собрание заканчивается просьбой купить детям обычные кнопочные «звонилки». На уроках все эти смартфоны невероятно отвлекают ребят. С некоторыми родителями удается договориться, чтобы перед уроками дети складывали телефоны в коробочку, а после звонка уже забирали. Но даже коллеги иногда меня спрашивают, зачем у меня в классе на стенах висят портреты маршала Жукова, адмирала Ушакова, Нахимова, Суворова, других выдающихся российских деятелей. Дескать, есть же аппаратура, сделай презентацию и покажи портреты. Да не в единичной презентации дело! Дело в том, что в классе истории должна быть особая атмосфера, дети должны знать, кто и что сделал для их Родины. Я же обязательно рассказываю им о каждом, кто изображен на портрете. А иначе о какой связи времен мы можем говорить?

 

— А мешает то, что дети стали мало читать?

 

— Это беда, просто большая беда. Когда я задаю им на дом прочитать маленький параграф, начинается гул ропота: «Ой, как много!» И не объяснишь, как много приходилось читать нам и как много это нам потом дало. Есть и другая беда: в младших классах дети порой бегло читают, но не понимают смысла прочитанного. Тогда о каких глубоких знаниях может идти речь? Да, можно скопировать кусок из Интернета, распечатать на принтере и сдать как доклад. Но что останется в голове?

 

У идеи должна быть цель

 

— На ваш взгляд, школа сегодня должна заниматься воспитанием?

 

— А как же?! Она всегда воспитывала и сегодня должна продолжать. Вспомните, первое, что сказала Ольга Васильева, что она не потерпит выражения «образовательные услуги». К сожалению, в законодательстве это словосочетание сохранилось. Как вообще можно представить, чтобы воспитание ушло из образовательного процесса?

 

— А как вам сегодня это удается?

 

— Да по-разному. Вот недавно отмечали столетие комсомола, и, поскольку я хорошо пою, меня пригласили выступить на двух мероприятиях. Я пел песни о комсомоле из репертуара Кобзона, Магомаева. Своим ученикам сказал: «Чтобы все были!» Так они не только сами пришли, но и родителей своих привели. И знаете, что самое интересное? Потом подходили ко мне и говорили: «Как жалко, что у нас сейчас комсомола нет!»

 

— Для воспитания нужна идеология?

 

— На мой взгляд — да. Допустим, есть идея воспитать патриотов. Но с какой целью? Ведь можно и лежа на диване родину любить, а при этом жить за счет мамы и папы. Нужны цели и задачи, которые бы четко давали ответ на вопрос, а что я могу для России сделать. Объединяющие и духоподъемные, что особенно важно для молодежи. Чтобы объединяли они, а не новый гаджет.

 

Сергей Бочаров: "А если мы будем ограждать детей от всего, что их может вывести из комфортного состояния, то воспитаем «идеальных потребителей», а не патриотов"

 

Сергей Бочаров: «А если мы будем ограждать детей от всего, что их может вывести из комфортного состояния, то воспитаем «идеальных потребителей», а не патриотов»

 

Источник: lg.lpgzt.ru

0
закрыть
Фамилия*
Имя*
Отчество*
Возраст*
Ваш e-mail
Гражданство*
Соц. положение*
Город / Район*
Адрес*
Телефон*
Тема письма*
Ваше обращение*
Прикрепляемый файл:
Возможно прикрепление 1 файла в форматах:
zip, jpg, png, jpeg
 Отправляя данное сообщения, я выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных
Антиспам*
captcha

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Отправляя данное сообщение, я выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных