17. 05. 2024    Обзор нормотворческой деятельности и правоприменительной практики в сфере защиты материнства, детства и семьи

Проекты нормативных правовых актов, вынесенные на обсуждение

 

Саратовская областная Дума проект федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

Законопроект разработан с целью повышения эффективности дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в форме предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность.

Законопроектом предлагается установить, что в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации были установлены дополнительные виды социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями путем предоставления выплаты до 4 августа 2023 года (то есть до того, как они были установлены федеральным законодательством), такие положения законодательства субъекта Российской Федерации могут применяться без учета изменений, внесенных в федеральное законодательство.

4 августа 2023 года Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был дополнен новыми положениями, в соответствии с которыми предоставление выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность допускается при наличии совокупности обстоятельств, в том числе отсутствия у гражданина судимости и (или) факта его уголовного преследования за умышленное преступление, наличия документально подтвержденного не менее чем за двенадцать календарных месяцев дохода не ниже минимального размера оплаты труда от трудовой, предпринимательской и (или) иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации.

Внесение изменений, предполагаемых проектом федерального закона,  позволит учесть своеобразие правового регулирования обеспечения жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответствующей правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/626461-8 

 

 

Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О дополнительных мерах поддержки молодых семей»

Законопроект подготовлен в рамках реализации поручений Президента по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 22 декабря 2022 года в части совершенствования государственных программ по оказанию поддержки в обеспечении жильем молодым семьям.

В Российском законодательстве в настоящее время предусмотрен ряд мер, направленных на помощь молодым семьям в улучшении жилищных условий. В частности, одним из таких механизмов являются мероприятия, предусмотренные государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Наличие жилого помещения - одна из основных предпосылок молодых семей к рождению ребенка, наиболее востребованное социальное благо, о чем свидетельствует популярность принимаемых государством мер в этой сфере. Так, по данным Правительства Российской Федерации, за 2011-2014 годы в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» улучшили свои жилищные условия 108,5 тыс. молодых семей. Кроме того, согласно исследованию аналитического центра НАФИ 2019 года, для россиян, имеющих детей, одним из основных препятствий к рождению еще одного ребенка являются плохие жилищные условия (23 %).

Проблема улучшения жилищных условий молодыми семьями, не имеющими, как правило, достаточного дохода для самостоятельной покупки жилого помещения, неоднократно отражалась в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Как указывалось в послании, необходимо концентрировать внимание на этой проблеме и прилагать особые усилия для того, чтобы позитивный демографический поворот в России был необратим.

 В связи с этим законопроектом предлагается установить дополнительные меры поддержки молодых семей, а именно: - предоставление многодетной молодой семье беспроцентного целевого займа на приобретение (строительство) жилого помещения со сроком погашения до 25 лет; - предоставление льготной процентной ставки по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилого помещения.

Принятие законопроекта будет способствовать улучшению социального положения молодых семей и, как следствие, положительно влиять на уровень рождаемости в стране.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/624709-8 

 

Минвостокразвития России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» 

Проект постановления Правительства Российской Федерации разработан во исполнение подпункта 30 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации в Чукотский автономный округ и Хабаровский край 10-11 января 2024 г. от 18 февраля 2024 г. № Пр-293 и в соответствии с перечнем поручений Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2024 г. № ЮТ-П47-5616.

Проект постановления Правительства Российской Федерации разработан в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в которых суммарный коэффициент рождаемости третьего и последующих детей в 2023 году ниже среднего по Дальневосточному федеральному округу (Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область) и Чукотского автономного округа, связанных с увеличением размера государственной поддержки семьям, имеющим детей, при рождении третьего ребенка или последующих детей с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2026 г. (для Приморского края с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2026 г.), проживающим на территории субъектов Дальневосточного федерального округа, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) с 450 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.

Проект постановления Правительства Российской Федерации способствует достижению показателя «Количество семей, улучшивших жилищные условия» федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=147594 

 

 

Минтруд России проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2025 год»

Проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен во исполнение положений Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Расчеты величин прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на 2025 год на душу населения и по основным социально-демографическим группам произведены в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона соотношение величины прожиточного минимума для трудоспособного населения с величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации составляет 109 процентов, для пенсионеров – 86 процентов, детей – 97 процентов. Исходя из этого величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составит 19 329 рублей, для пенсионеров – 15 250 рублей, детей – 17 201 рубль.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=147558 

 

Официально опубликованные нормативные правовые акты

Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» 

Указом определяются цели, основные принципы, задачи и механизмы реализации государственной политики в области исторического просвещения.

В качестве задач государственной политики в области исторического просвещения определены в том числе следующие:

создание единой методологии преподавания истории начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузами;

повышение роли музеев, театров, кинотеатров, библиотек, архивов, средств массовой информации и массовой коммуникации в историческом просвещении;

создание единой государственной линейки школьных учебников по истории;

содействие повышению роли семьи в историческом просвещении детей и молодежи;

создание единой цифровой платформы, обеспечивающей доступ к учебным материалам, пособиям и методическим рекомендациям по истории России, в том числе для русскоязычных образовательных организаций за рубежом;

создание механизмов государственного и общественного контроля в отношении существующего рынка компьютерных игр для исключения неконтролируемого распространения цифровых продуктов, создающих искаженное представление о событиях отечественной и мировой истории, а также о месте и роли России в мире.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001 

 

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» 

 

В качестве национальных целей развития РФ на указанный период в указе названы следующие: сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи; реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности; комфортная и безопасная среда для жизни; экологическое благополучие; устойчивая и динамичная экономика; технологическое лидерство; цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

Документом также закреплены целевые показатели и задачи, выполнение которых необходимо для достижения вышеназванных национальных целей. Так, в частности, планируется:

увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году;

обеспечить рост МРОТ к 2030 году более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 год, с достижением его величины не менее чем 35 тыс. рублей в месяц;

обеспечить граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. метров на человека к 2030 году и не менее 38 кв. метров к 2036 году;

обеспечить устойчивый рост доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции;

снизить уровень бедности - ниже 7% к 2030 году и ниже 5% к 2036 году, в том числе уровень бедности многодетных семей (до 12% к 2030 году и до 8% к 2036 году).

Признан утратившим силу Указ Президента от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015 

 

 

Судебная практика

Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2023 г.» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.05.2024)

 

Верховный Суд РФ обобщил судебную практику разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2023 год. 

Определены следующие правовые позиции, в том числе:

отказ в применении исполнительского иммунитета в отношении принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности жилого помещения не должен нарушать право на жилище членов семьи должника, приобретших право пользования спорным жилым помещением.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_476305/2631970e219c747fc808057a95b82098c80e7828/ 

 

 

 Разъясняющие письма, информационно-методические документы

 

Письмо Минпросвещения России от 29.03.2024 № АБ-1122/07 «О направлении рекомендаций»

Разработаны рекомендации по комплексному сопровождению обучающихся - детей участников СВО. 

Рекомендации являются дополнением к ранее направленному совместным письмом Минпросвещения и Минобрнауки от 11 августа 2023 г. № АБ-3386/07 алгоритму сопровождения в дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования обучающихся - детей ветеранов (участников) СВО в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475795/ 

 

«МР 2.4.0345-24. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований в детских лагерях палаточного типа. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.04.2024)

Утверждены методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований в детских лагерях палаточного типа. 

Документ содержит обобщенные сведения и рекомендации по вопросам организации отдыха детей и их оздоровления в детских лагерях палаточного типа в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Рекомендации не распространяются на походы, слеты и иные аналогичные мероприятия в природной среде с участием детей, степенные и категорийные походы туристских групп, слеты, соревнования и походы «Маршрут выживания».

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_476120/ 

 

Письмо Минтруда России от 27.04.2024 № 13-5/ООГ-2248 «О применении Методических рекомендаций по обеспечению услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов»

Даны разъяснения по вопросам обеспечения ранней помощи детям и их семьям в связи с изменениями в законодательстве. 

Отмечено, что актуальными к использованию в работе остаются Методические рекомендации по обеспечению услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Также сообщается о принятии Федерального закона от 25 декабря 2023 г. № 651-ФЗ, которым, в частности, впервые введено понятие ранней помощи детям и их семьям. Законом № 651-ФЗ ранняя помощь рассматривается как одно из направлений комплексной реабилитации и абилитации.

Письмом, в числе прочего, доведена информация о разработке проекта постановления «Об утверждении примерных требований к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям», которым предлагается установить правила организации и осуществления ранней помощи детям и их семьям в субъектах РФ.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_476157/ 

 

#НПА




Версия для печати

НАЗАД


 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Top.Mail.Ru

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

официальный сайт

ВК