07. 03. 2024    Обзор нормотворческой деятельности и правоприменительной практики в сфере защиты материнства, детства и семьи

Поручения Президента Российской Федерации

 

Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 21 декабря 2023 года

Пр-295, п. 1е) Правительству Российской Федерации совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и Банком России при реализации мер по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года уделить особое внимание решению в текущем году следующих ключевых задач:

обеспечение народосбережения, защита материнства и детства, поддержка семей, имеющих детей, укрепление семейных ценностей.

 

http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/73492 

 

 Проекты нормативных правовых актов, вынесенные на обсуждение

 

Депутаты Государственной Думы, Сенатор Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» 

Законопроект разработан в целях установления с 1 февраля 2025 года более высокого размера материнского (семейного) капитала (далее - МСК).

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» размер МСК ежегодно пересматривается с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации.

С 01.02.2024 размер материнского капитала был проиндексирован на 7,4 % и составил 630,4 тыс. рублей на первого ребенка и 833 тыс. рублей — на второго ребенка.

Согласно имеющимся данным, с 2007 по 2022 год выплаты получили 12 млн. семей.

Законопроектом предлагается внести изменение в часть 1 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому размер МСК с 1 февраля 2025 года составит 756,7 тыс. рублей на первого ребенка и 1000 тыс. рублей - на второго ребенка, а также на третьего ребенка при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.

Принятие законопроекта позволит оказать реальную дополнительную помощь семьям, создать условия для развития и воспитания детей, окажет положительное влияние на демографическое развитие в нашей стране.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/569640-8 

 

Сенатор Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект разработан в целях правовой поддержки многодетных семей.

В рамках законодательной инициативы предлагается расширить перечень категорий граждан, которые имеют право на льготы при обращении за совершением нотариальных действий, предусмотренные статьей 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В результате принятия проекта закона физические лица, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, являющиеся их законными представителями будут освобождены от уплаты сумм нотариальных тарифов и государственной пошлины по всем видам нотариальных действий, совершаемых в интересах детей. Данная инициатива поможет сократить финансовые расходы многодетных семей в случае необходимости обращения за совершением нотариальных действий в интересах их несовершеннолетних детей. Перечень лиц, имеющих право на получение льготы определен понятием «законные представители несовершеннолетних», в перечень которых могут входить в том числе опекуны, попечители и усыновители.

Также в рамках данной инициативы предлагается предоставить право для многодетных семей на бесплатную юридическую помощь по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов их несовершеннолетних детей.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/568478-8 

 

Депутаты Государственной Думы, Сенатор Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроект разработан в целях исполнения подпункта «з» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № Пр-487 и пункта 10 Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию индустрии детских товаров на 2020- 2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 г. № 1813-р.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в подпункт 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся расширения перечня товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень). В частности, предусматривается конкретизация Перечня в части детской мебели, а также дополнение Перечня социально значимыми группами товаров для детей, в том числе такими как изделия, предназначенных для ухода за детьми, школьно- письменными товарами, материалами для художественного творчества.

Законопроект направлен на поддержку и повышение конкурентоспособности производителей детских товаров.

Снижение налоговой нагрузки предприятий индустрии детских товаров будет способствовать увеличению темпа роста рынка по каждой товарной группе, предусмотренной законопроектом, а также увеличению доли детских товаров российского производства на внутреннем рынке и поддержке потребительского спроса, обеспечению доступности детских товаров.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/568237-8

 

Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

В настоящее время Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с1 января 2007 года по 31 декабря 2026 года.

Таким образом, в случае рождения ребенка после 31 декабря 2026 года, предположительно, право на материнский (семейный) капитал возникать не будет.

Эта мера государственной поддержки положительно зарекомендовала себя, о чем свидетельствует количество выданных государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал.

С 1 января 2007 года по 1 октября 2023 года выдано 13,5 миллионов сертификатов. Количество обращений с заявлениями о распоряжении маткапиталом - 13,3 млн.

Улучшение демографической ситуации, преодоление негативных тенденций и обеспечение роста численности населения должно оставаться в числе основных приоритетов государственной политики. Одним из условий достижения поставленных целей является повышение рождаемости.

Дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми при рождении второго ребенка или последующих детей в виде материнского (семейного) капитала, установленные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», направлены на решение указанной задачи.

Представляется необходимым продолжать осуществлять демографическую политику, направленную на рост рождаемости, и сделать действие программы материнского (семейного) капитала бессрочным.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/566197-8

 

 Официально опубликованные нормативные правовые акты

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2024 № 256 «Об утверждении Правил предоставления единовременной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. № 975 «О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, пострадавших от агрессии Украины», а также перечня документов (сведений), необходимых для ее назначения»

Установлены порядок и условия назначения и осуществления единовременной выплаты в размере 100000 рублей на ребенка, получившего в возрасте до 18 лет увечье (ранение, травму, контузию) на территории новых субъектов РФ либо территории субъекта РФ, прилегающей к районам проведения СВО.

Единовременная выплата предоставляется одному из родителей (законных представителей) пострадавшего ребенка, являющегося гражданином РФ, постоянно проживающего на территории РФ и получившего после 18 февраля 2022 г. увечье (ранение, травму, контузию), или самому пострадавшему ребенку, если на момент выплаты он достиг возраста 18 лет. Единовременная выплата осуществляется на каждого пострадавшего ребенка.

Единовременная выплата назначается и выплачивается территориальным органом СФР по месту жительства или месту пребывания пострадавшего ребенка при документальном подтверждении получения им после 18 февраля 2022 г. увечья (ранения, травмы, контузии). Назначение единовременной выплаты производится независимо от получения других выплат, предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. В приложениях приведены форма заявления о назначении единовременной выплаты, а также перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202403040008

 

Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 № 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»

Изменения внесены в: федеральную адаптированную образовательную программу основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденную приказом Минпросвещения от 24 ноября 2022 г. № 1025; федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденную приказом Минпросвещения от 24 ноября 2022 г. № 1026.

Так, в частности, из федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исключен учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Вместо него вводятся отдельная предметная область и учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины».

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402290002

 

 Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования»

Внесены изменения в федеральные образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Так, название учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» заменено на «Основы безопасности и защиты Родины». Введены федеральные рабочие программы по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины».

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

         http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402290059

 

 Разъясняющие письма, информационно-методические документы


Письмо Минпросвещения России от 16.02.2024 № 06-193 «О направлении методических рекомендаций»

Представлены методические рекомендации по вопросам размещения в сети «Интернет» информации о деятельности детских лагерей, в том числе об условиях, созданных для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Документ разработан в целях организации обеспечения единых подходов к содержанию и ведению в сети «Интернет» официальных сайтов организаций отдыха детей и их оздоровления, размещению общедоступной информации о деятельности такой организации, в том числе об условиях, созданных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методические рекомендации предназначены для использования в работе специалистами вышеназванных организаций независимо от типа, вида и организационно-правовой формы, функционирующими на территории РФ, при условии наличия официального сайта организации в сети «Интернет».

Предусмотрено, что информация о деятельности организации может размещаться также в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» в официальных аккаунтах организации или ее учредителя.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471089/

 

#НПА



Версия для печати

НАЗАД


 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Top.Mail.Ru

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

официальный сайт