30. 07. 2024    Обзор нормотворческой деятельности и правоприменительной практики в сфере защиты материнства, детства и семьи

Поручения Президента Российской Федерации

 

Перечень поручений по итогам XXVII Петербургского международного экономического форума 5 – 8 июня 2024 года.

 Пр-1381, п.1 а)-1

1. Правительству Российской Федерации:

а) с учетом ранее данных поручений установить в рамках льготной ипотечной программы для семей, имеющих детей, особые условия предоставления ипотечного жилищного кредита (займа), предполагающие возможность получения такого кредита (займа):

на приобретение жилых помещений в субъектах Российской Федерации с низким уровнем жилищного строительства и в малых городах семьями, имеющими двух и более детей, не менее двух из которых не достигли возраста 18 лет, по процентной ставке в размере, составляющем не более 6 процентов годовых в течение всего срока кредитования;

 

Ответственный    Мишустин М.В.

Срок исполнения 15 августа 2024 года

 

Пр-1381, п.1 а)-2

на строительство индивидуальных жилых домов независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации оно осуществляется;

 

Ответственный    Мишустин М.В.

Срок исполнения 15 августа 2024 года

http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/74631

 

Перечень поручений по вопросам развития детско-юношеского спорта, 20 июля 2024 года.

 

Пр-1365, п.1 а)

1. Правительству Российской Федерации:

а) внести в Концепцию развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и план мероприятий по ее реализации изменения, предусматривающие повышение доступности для детей занятий физической культурой и спортом;

 

Ответственный    Мишустин М.В.

Срок исполнения 10 сентября 2024 года

 

Пр-1365, п.1 в)

в) обеспечить включение детско-юношеских спортивных соревнований, проводимых общероссийскими спортивными федерациями за счет целевых отчислений от азартных игр, в перечень официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, подлежащих обязательному ежегодному включению в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также в планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

 

Ответственный    Мишустин М.В.

Срок исполнения 10 сентября 2024 года

 

Пр-1365, п.1 г)

г) обеспечить внесение в нормативные правовые акты изменений, предусматривающих оплату проезда, проживания и питания участников детско-юношеских спортивных соревнований, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, общероссийскими спортивными федерациями за счет целевых отчислений от азартных игр;

 

Ответственный    Мишустин М.В.

Срок исполнения 10 сентября 2024 года

 

  Пр-1365, п.1 е)

е) обеспечить внесение в порядок распределения и расходования средств, полученных общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами в виде целевых отчислений от азартных игр, направляемых на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта, детско-юношеского спорта и массового спорта, изменений, предусматривающих направление указанных отчислений также на финансирование мероприятий, обеспечивающих повышение доступности детско-юношеского спорта, в первую очередь для детей из малообеспеченных семей;

 

Ответственный    Мишустин М.В.

Срок исполнения 10 сентября 2024 года

 

Пр-1365, п.1 ж)-1

ж) обеспечить создание некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда, предусмотрев, что:

основными целями деятельности фонда являются дополнительная поддержка детско-юношеского и массового спорта, спортивных школ, Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, общероссийских и региональных спортивных федераций, реализация новых форматов международных спортивных соревнований и развитие спортивной инфраструктуры;

 

Ответственный    Мишустин М.В.

Срок исполнения 10 сентября 2024 года

 

Пр-1365, п.1 ж)-2

формирование имущества фонда осуществляется в основном за счет целевых отчислений от азартных игр (в отношении спортивных событий по соответствующим видам спорта, которые не были организованы спортивными федерациями и спортивными лигами);

 

Ответственный    Мишустин М.В.

Срок исполнения 10 сентября 2024 года

 

Пр-1365, п.1 з)

з) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, необходимых для реализации подпункта «ж» настоящего пункта;

 Ответственный    Мишустин М.В.

Срок исполнения 10 сентября 2024 года

 

 Пр-1365, п.1 м)-1

м) разработать и утвердить требования:

к проектам программ субъектов Российской Федерации, предоставляющих возможность для занятий спортом детям, прежде всего из малообеспеченных семей, на безвозмездной основе;

 Ответственный    Мишустин М.В.

Срок исполнения 10 сентября 2024 года

 

Пр-1365, п.1 н)

н) обеспечить контроль за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации программ и комплексов мер, указанных в подпункте «м» настоящего пункта.

 Доклад – до 10 сентября 2024 г., далее – один раз в полгода;

Ответственный    Мишустин М.В.

Срок исполнения 10 сентября 2024 года

 

Пр-1365, п.2 а)

2. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить разработку и реализацию в 2025–2030 годах программ и комплексов мер, указанных в подпункте «м» пункта 1 настоящего перечня поручений, предусмотрев их финансирование за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации;

 Ответственные    Высшие должностные лица субъектов РФ,

Срок исполнения 20 сентября 2024 года

 

Пр-1365, п.5

5. Рекомендовать Общероссийскому общественному движению «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» проводить ежегодный мониторинг обеспечения организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, доступности таких программ для детей, независимо от уровня дохода их семей.

 Доклад – до 20 сентября 2024 г., далее – один раз в год.

Ответственный: Кузнецов М.М.

Срок исполнения 20 сентября 2024 года

http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/74586 

  

Проекты нормативных правовых актов, вынесенные на обсуждение

 

Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» (далее - Указ Президента РФ № 175), с 1 января 2013 года неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, предоставляется ежемесячная выплата.

Такая выплата при осуществлении ухода родителями (усыновителями) или опекунами (попечителями) установлена в размере 10 000 рублей, а другими лицами - в размере 1200 рублей.

В то время как сумма, выплачиваемая родителями (усыновителями) или опекунами (попечителями) была проиндексирована с 5500 рублей до 10 000 рублей в соответствии с решением Президента Российской Федерации в 2019 году, сумма в 1200 рублей остается неизменной с 2013 года.

В этой связи законопроектом предлагается установить, что всем неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, устанавливаются ежемесячные выплаты в размере 10000 рублей с ежегодной их индексацией с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/678769-8

 

Депутат Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменения в пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации»

 

Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с разделом общего имущества супругов после расторжения брака.

В настоящее время в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности. При этом, согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Такое правовое регулирование порождает ряд проблем в правоприменительной практике, поскольку момент начала течения срока исковой давности связывается с субъективным фактором - осведомленностью супруга о нарушении своего права на общее имущество. Это приводит к правовой неопределенности, неединообразию судебной практики и затруднениям в реализации прав бывших супругов на раздел имущества.

Предлагается внести изменение в пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации, прямо указав, что трехлетний срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества бывших супругов исчисляется с момента расторжения брака. Такое изменение позволит: 1) обеспечить единство и стабильность судебной практики по данной категории дел; 2) повысить уровень правовой определенности и предсказуемости в имущественных отношениях бывших супругов; 3) создать более понятный и прозрачный механизм исчисления срока исковой давности; 4) стимулировать супругов к своевременному разрешению вопросов о разделе имущества после развода; 5) снизить риски злоупотреблений и недобросовестного поведения при разделе имущества; 6) привести семейное законодательство в соответствие с принципами правовой определенности и стабильности.

Принятие законопроекта будет способствовать более эффективной защите прав и интересов граждан при разделе общего имущества после расторжения брака, обеспечению стабильности имущественных отношений и укреплению института брака в целом.

Законопроектом предусматривается, что изменения вступают в силу с 1 января 2025 года. Этот срок позволит обеспечить надлежащее информирование граждан, адаптацию правоприменительной практики и проведение необходимых организационных мероприятий.

В целом, предлагаемое изменение направлено на повышение эффективности правового регулирования имущественных отношений супругов и бывших супругов, обеспечение определенности и стабильности гражданского оборота, защиту прав и интересов всех участников семейных отношений. Законопроект соответствует целям развития семейного законодательства и отвечает интересам общества и государства.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/677659-8

 

 Депутаты Государственной Думы, Сенатор Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

 

Законопроект разработан в целях установления возможности направления многодетными семьями и семьями, имеющими ребенка-инвалида, средств материнского (семейного) капитала на приобретение автомобиля.

Учитывая, что приобретение автомобиля с использованием средств МСК и оформление его в собственность на одного из родителей, решает жизненно важные проблемы детей из многодетной семьи и ребенка-инвалида, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающие возможность направления средств (части средств) МСК на приобретение автомобиля как нового, так и бывшего в употреблении. При этом автомобиль должен быть произведен на территории Российской Федерации и использоваться для перевозки пассажиров. Согласно законопроекту он не подлежит продаже, передаче в залог либо отчуждению иным способом в течение пяти лет с момента его регистрации, что позволит избежать злоупотреблений в части «обналичивания» средств МСК.

Принятие законопроекта, направленного на предоставление многодетным семьям и семьям, имеющим ребенка-инвалида, возможности приобрести автомобиль отечественного производства, существенно повысит качество их жизни, окажет положительное влияние на демографическое развитие страны, а также на развитие отечественного автопрома.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/677550-8

 

Минтруд России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда»

Правовым основанием разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» (далее – проект постановления, Госпрограмма) является необходимость приведения Госпрограммы в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (далее – Указ), а также изменения, внесенные в Федеральный закон ‎от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее –Закон № 181-ФЗ) Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. № 651-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 651-ФЗ) в части поэтапного перехода реабилитационных организаций субъектов Российской Федерации к реализации мероприятий и оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами их предоставления, разработка и утверждение которых предусмотрена Законом ‎№ 651-ФЗ.

Проектом постановления предусмотрено внесение ряда изменений в части корректировки наименования цели развития Российской Федерации и ее целевого показателя в соответствии с Указом и дополнения оценки текущего состояния сферы реализации Госпрограммы описанием существующих ограничений в сфере ее реализации, подготовленных в соответствии с рекомендациями Счетной палаты Российской Федерации.

Кроме этого в приложении № 1 к Госпрограмме приведены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее соответственно – субсидия, приложение № 1, Правила).

Начиная с 2019 года распределение и предоставление субсидии является ключевым механизмом финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по развитию реабилитационной инфраструктуры.

Субсидия предоставляется на организацию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи, сопровождаемого проживания в субъекте Российской Федерации на основе программного метода, ‎а именно на финансовое обеспечение следующих мероприятий:

приобретение реабилитационного и абилитационного оборудования

‎для оснащения реабилитационных организаций, а также организаций, оказывающих услуги ранней помощи, реализующих сопровождаемое проживание инвалидов;

приобретение компьютерной техники, оргтехники и программного обеспечения для оснащения реабилитационных организаций, а также организаций, оказывающих услуги ранней помощи, реализующих сопровождаемое проживание инвалидов;

проведение обучения специалистов, обеспечивающих осуществление реабилитационных мероприятий инвалидам и детям-инвалидам в различных сферах деятельности, оказание услуг ранней помощи, организацию сопровождаемого проживания инвалидов;

создание, эксплуатация и развитие (доработка) единой информационной системы субъекта Российской Федерации в целях формирования системы комплексной реабилитации, включая раннюю помощь и сопровождаемое проживание инвалидов;

проведение обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и членов их семей навыкам ухода, подбору и пользованию техническими средствами реабилитации, реабилитационным навыкам;

приобретение мебели, бытовой техники в организации, реализующие сопровождаемое проживание инвалидов, подлежащие включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов субъекта Российской Федерации, для организации сопровождаемого проживания инвалидов.

Таким образом, данная субсидия позволяет субъектам Российской Федерации укрепить и расширить реабилитационную инфраструктуру, однако не предполагает софинансирования расходов на оплату самих услуг по комплексной реабилитации.

Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

При этом Законом № 651-ФЗ предусмотрено предоставление реабилитации и абилитации путем оказания услуг по реабилитации и абилитации, соответствующих стандартам их предоставления.

Законом № 651-ФЗ предусмотрен переход реабилитационных организаций к реализации мероприятий и оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами.

Разработка и утверждение стандартов будет осуществляться поэтапно федеральными органами исполнительной власти, а их внедрение в регионах будет осуществляться в сроки, определяемые высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2030 года, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 938. 

В переходный период оказание услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов осуществляется реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации с учетом методических рекомендаций по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям, полномочия на разработку которых также введены Законом № 651-ФЗ.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил разработки плана мероприятий переходного периода по осуществлению реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и со стандартами оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 938, в развитие Закона № 651-ФЗ, субъектам Российской Федерации в 4-х месячный срок со дня вступления в силу вышеуказанных Правил рекомендовано разработать планы мероприятий переходного периода по осуществлению реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и со стандартами оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям (далее – планы перехода) и утвердить их в срок, обеспечивающий реализацию соответствующих мероприятий до 1 января 2030 года.

Кроме этого в соответствии с Законом № 651-ФЗ высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по утверждению Положения об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям.

Также согласно Правилам организации сопровождаемого проживания инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2024 г. 910, нуждаемость инвалида в сопровождаемом проживании, включая объем, периодичность и продолжительность предоставляемых ему услуг, определяется уполномоченным органом на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (далее – акт о нуждаемости в сопровождаемом проживании) с учетом критериев, применяемых для установления нуждаемости в сопровождаемом проживании инвалида (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), утвержденных приказом Минтруда России от 28 июля 2023 г. № 606н.

В этой связи проектом постановления предлагается внесение изменений в приложение № 1 к Госпрограмме в части изменения условий предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Так, в качестве условия предоставления и распределения субсидий проектом постановления взамен правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, предлагается установить:

план перехода;

акт о нуждаемости в сопровождаемом проживании;

Положение об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям.

Принимая во внимание, что Закон № 651-ФЗ и все подзаконные акты, принятые в его развитие вступают в силу с 1 марта 2025 года, проектом постановления предлагается установить, что для предоставления субсидии в 2025 году, субъектам Российской Федерации необходимо представить проект плана перехода и проект Положения об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям.

В связи с изменением условий предоставления субсидии проектом постановления соответственно предлагается изменить и само наименование Правил.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=149219

 

#НПА



Версия для печати

НАЗАД


 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Top.Mail.Ru

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

официальный сайт