27. 09. 2024    Обзор нормотворческой деятельности и правоприменительной практики в сфере защиты материнства, детства и семьи

Проекты нормативных правовых актов, вынесенные на обсуждение

 

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2019 года № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон) право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2030 года родился третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).

При этом указанные меры государственной поддержки не охватывают многодетные семьи, которые приобрели жилые помещения в собственность с оплатой цены сделки в рассрочку, без использования средств ипотечного жилищного кредита.

Представляется актуальным распространить действие Федерального закона на те многодетные семьи, которые приобрели жилье в рассрочку в рамках государственных программ.

Предлагаемые изменения позволят многодетным семьям воспользоваться предусмотренной Федеральным законом мерой государственной поддержки не только при покупке жилья с использованием средств ипотечного кредита, предусматривающего уплату процентов банку, но и при выборе альтернативного варианта, а именно, в случае приобретения жилой недвижимости в рассрочку.

Таким образом, проект федерального расширяет круг многодетных семей, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом меры государственной поддержки.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/725635-8 

 

Депутаты Государственной Думы, сенаторы Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части введения ответственности за пропаганду отказа от деторождения)

Законопроект разработан во исполнение Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809.

Законопроектом предлагается ввести административную ответственность за публичные действия, направленные на пропаганду отказа от деторождения по аналогии с действующей ответственностью за публичные действия, направленные на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений либо смены пола.

Полномочиями по составлению протоколов о правонарушениях, предусмотренных проектными статьями, предлагается наделить должностных лиц органов внутренних дел (полиции) и Роскомнадзора, а полномочиями по рассмотрению таких административных дел-судей.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/724905-8

 

Депутаты Государственной Думы, сенаторы Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В соответствии с Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809, крепкая семья провозглашена в качестве традиционной ценности.

.

В этой связи в целях реализации Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 10.б и 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект).

Законопроектом предлагается предусмотреть механизм защиты традиционных семейных ценностей по аналогии с механизмом защиты от деструктивной информации, предусмотренным Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» и федеральные законы от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе», от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», направленные на недопущение распространения, в том числе в сети «Интернет», средствах массовой информации, кинофильмах и рекламе, информации, пропагандирующей отказ от деторождения.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/724769-8

 

Депутаты Государственной Думы, сенатор Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроект направлен на предоставление на федеральном уровне всем инвалидам и детям- инвалидам, имеющим автотранспортные средства по медицинским показаниям, меры поддержки в виде освобождения от уплаты транспортного налога.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке, не являются объектом налогообложения.

Для инвалидов использование транспортного средства является одним из важнейших условий обеспечения их жизнедеятельности. На федеральном уровне данная категория инвалидов и детей-инвалидов не освобождена от уплаты транспортного налога, что является необоснованным несправедливым, ставит их в неравное положение с другими инвалидами, которые получили автомобили по медицинским показаниям бесплатно либо с компенсацией и освобождены от уплаты транспортного налога на федеральном уровне.

Субъекты Российской Федерации согласно статье 356 части второй Налогового кодекса Российской Федерации наделены полномочиями по установлению льгот по транспортному налогу, в том числе в отношении транспортных средств инвалидов.

В большинстве регионов инвалиды разных категорий освобождены полностью или частично от уплаты транспортного налога.

В то же время имеются субъекты Российской Федерации, в которых инвалиды, приобретшие транспортные средства по медицинским показаниям за собственный счет, от уплаты транспортного налога не освобождены.

В целях защиты таких инвалидов законопроектом предлагается изложить подпункт 2 пункта 2 статьи 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции, исключающей из налогообложения автомобили легковые, приобретенные инвалидом или его законным представителем в соответствии с медицинскими показаниями за собственный счет.

Вступление в силу указанного Федерального закона предполагается с 1 января 2025 года.

Следует отметить, что законопроектом предлагается освобождение на федеральном уровне от уплаты транспортного налога не всех инвалидов, приобретших автомобиль за собственный счет, а только тех, которые нуждаются в транспортном средстве исключительно по медицинским показаниям.

Принятие законопроекта позволит устранить имеющееся неравенство в правах инвалидов, нуждающихся в автомобилях по медицинским показаниям.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/722478-8

 

Минюст России проект федерального закона «О внесении изменений ‎в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Законопроект направлен на совершенствование процедур исполнительного производства, в том числе с учетом обобщения правоприменительной практики изменений, предусмотренных Федеральным законом ‎от 29 декабря 2022 г. № 624-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом ‎от 21 декабря 2021 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предлагается закрепить возможность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, которые не предполагают непосредственное взаимодействие ‎с должником, без соблюдения правил, установленных статьей 35 Федерального закона № 229-ФЗ.

Реализация предлагаемого подхода позволит оперативно в сжатые сроки принимать процессуальные решения, в том числе об отмене установленных в отношении должника и его имущества ограничений.

Также законопроектом уточняется перечень полномочий представителей сторон исполнительного производства и основания для прекращения исполнительного производства о взыскании алиментов приводятся в соответствии со статьей 120 Семейного кодекса Российской Федерации и др.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=151054

 

Минпросвещения России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642»

Проект постановления разработан во исполнение подпункта «ж» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 г. № Пр-616 (составлен по итогам Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, состоявшегося ‎29 февраля 2024 г.) в части реализации до конца 2030 года капитального ремонта дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, признанных нуждающимися в проведении такого ремонта.

Проектом постановления предлагается установить Правила предоставления ‎и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих ‎при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по капитальному ремонту дошкольных образовательных организаций в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=151078

 

 

Официально опубликованные нормативные правовые акты

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2024 № 1308 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменений в Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года»

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202409260013

 

 Судебная практика

 

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.09.2024 № 41-П по делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан

КС РФ обязал федерального законодателя предусмотреть резервный механизм обеспечения лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими редкими (орфанными) заболеваниями, лекарственными средствами.

Выявлен конституционно-правовой смысл пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Указанные нормы признаны не соответствующими Конституции РФ и ее статьям в той мере, в какой они не предусматривают резервного механизма обеспечения лиц, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, лекарственными средствами в случае, когда соответствующая обязанность, возложенная на субъект РФ, не может быть надлежаще исполнена.

Конституционным Судом отмечено, что для лиц, страдающих орфанными заболеваниями, обращение к лекарственному обеспечению за счет государственного бюджета – фактически единственный доступный способ получить жизненно необходимое лечение. При недостаточности у субъектов РФ, реализующих полномочия в области лекарственного обеспечения таких лиц, собственных средств, обращение за судебной или административной защитой хотя и способно привести к положительному для гражданина решению, но не обеспечивает в полной мере защиту права на здоровье и медицинскую помощь, поскольку не гарантирует незамедлительного приобретения и предоставления лекарственных препаратов.

Однако никакие обстоятельства финансового или организационного характера, негативно влияющие на закупку лекарственных препаратов, не могут служить оправданием для отказа в предоставлении или для задержки предоставления лекарственной терапии независимо от того, по какой причине эти обстоятельства возникли.

Лица, страдающие орфанными заболеваниями, нуждаются в особом организационно-правовом механизме для наиболее оперативного предоставления им лекарственных средств. Такой механизм должен предусматривать совершение уполномоченными федеральными государственными органами необходимых действий, конечным результатом которых будет обеспечение лекарственными средствами нуждающихся в них лиц, в ситуации, когда становится очевидным, что соответствующая обязанность не может быть надлежаще исполнена субъектом РФ.

Федеральному законодателю надлежит в возможно более короткий срок внести в законодательное регулирование необходимые изменения.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202409270001

 

 

Разъясняющие письма, информационно-методические документы

Письмо Минтруда России от 10.09.2024 № 24-7/10/В-15017 «О подтверждении статуса многодетной семьи»

Минтруд: с 1 октября по 31 декабря 2024 года планируется апробировать использование для подтверждения статуса многодетной семьи по месту требования QR-кода, содержащегося в электронном удостоверении многодетной семьи. Сообщается о разработке проекта Приказа Минтруда «Об утверждении порядка подтверждения статуса многодетной семьи в Российской Федерации по месту требования с использованием сведений, предусмотренных пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. № 1725-р», в соответствии с которым предполагается, что для граждан будет обеспечена возможность подтверждения статуса многодетной семьи по месту требования при предъявлении двухмерного штрихового кода (QR-кода), содержащегося в электронном удостоверении многодетной семьи, который будет отображаться при наличии подтвержденной учетной записи в разделе «Семья и дети» личного кабинета гражданина на Едином портале госуслуг и в мобильном приложении «Госуслуги».

Для считывания QR-кода сотрудниками учреждений и иных организаций, которые предоставляют услуги, льготы и иные преференции многодетным семьям, необходимо:

- наличие подтвержденной учетной записи в ЕСИА;

- наличие считывающего устройства (мобильного устройства) с камерой, установленным мобильным приложением «Госуслуги» и доступом к сети «Интернет».

Отмечено, что при подтверждении статуса многодетной семьи по месту требования в соответствии с проектом приказа не требуется предоставлять бумажное удостоверение многодетной семьи.

Таким образом, с октября по декабрь 2024 года включительно будет отработан порядок формирования и использования QR-кода, содержащегося в электронном удостоверении многодетной семьи, для подтверждения статуса многодетной семьи по месту требования при получении мер социальной поддержки. C 1 октября 2024 года QR-код может использоваться наравне с бумажным удостоверением многодетной семьи.

https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86451.html

 

#НПА



Версия для печати

НАЗАД


 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Top.Mail.Ru

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

официальный сайт