22. 03. 2024    Обзор нормотворческой деятельности и правоприменительной практики в сфере защиты материнства, детства и семьи

Проекты нормативных правовых актов, вынесенные на обсуждение

 Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Проект федерального закона подготовлен в целях совершенствования законодательства в части использования банковских счетов несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 26 Гражданского кодекса РФ определяется необходимость получения согласия родителей (усыновителей, попечителей) на совершение несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделок.

Исключение из указанного правила установлено частью 2 статьи 26 Гражданского кодекса РФ, согласно которому несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе вносить вклады в банковские организации и распоряжаться ими без согласия родителей.

23 января 2021 года Минпросвещения России № 07-7890 «О методических рекомендациях» (параграф 1.8 Письма) указало о необходимости расширительного толкования подпункта 1 пункта 2 статьи 26 ГК РФ и распространять его действие на заключение договора банковского счета, который по существу представляет из себя акт распоряжения денежными средствами несовершеннолетним. В рекомендациях Минпросвещение указало, что несовершеннолетние, достигшие четырнадцатилетнего возраста, вправе без согласия законных представителей и без предварительного разрешения органов опеки и попечительства открывать счета в кредитных организациях для зачисления на них зарплаты и/или стипендии (самостоятельных доходов) и распоряжаться ими, включая осуществление безналичных операций без согласия родителей (усыновителей, попечителя) и без предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

Банк России Информационным письмом от 25 августа 2021 г. № ИН- 06-31/66 рекомендовал кредитным организациям при заключении договора банковского счета с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет запрашивать у несовершеннолетних письменные согласия их законных представителей.

Несмотря на позицию Банка России, кредитными организациями широко используется практика открытия счетов несовершеннолетним без письменного согласия их законных представителей, обосновывая такой порядок открытия банковских счетов тем, что при открытии счета применяются правила о договоре банковского вклада. В такой ситуации, по мнению кредитных организаций, выдача дебетовых карт несовершеннолетним не требует письменного согласия их законных представителей.

Однако в правоприменительной практике зачастую встречаются противоправные случаи с использованием дебетовых банковских карт, полученных несовершеннолетними без согласия их законных представителей.

В целях исключения оформления банковских карт и иных платежных инструментов несовершеннолетними за денежное вознаграждение, а также использования электронных средств платежа, принадлежащих несовершеннолетним для совершения хищения, законопроектом предлагается внесение изменений в ФЗ «О банках и банковской деятельности», согласно которому справки по счетам и вкладам несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет выдаются кредитной организацией им самим и их законным представителям.

Принятие законопроекта позволит предотвратить совершения в отношении несовершеннолетних противоправных действий с использованием их банковских счетов, несовершеннолетним в возрасте от 14 лет после своего трудоустройства в полной мере реализовывать свои трудовые права, в том числе право на получение заработка на банковском счете.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/579820-8 

 

Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 846 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона подготовлен в целях совершенствования законодательства в части использования банковских счетов несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

В целях недопущения неоднозначного толкования банками норм гражданского законодательства в части использования банковских счетов несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, законопроектом предлагается внесение изменений в Гражданский кодекс РФ, устанавливающих запрет на открытие на имя несовершеннолетних детей банковских счетов без согласия их законных представителей.

Принятие законопроекта позволит предотвратить совершения в отношении несовершеннолетних противоправных действий с использованием их банковских счетов, несовершеннолетним в возрасте от 14 лет после своего трудоустройства в полной мере реализовывать свои трудовые права, в том числе право на получение заработка на банковском счете.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/579819-8 

 

Депутаты Государственной Думы, Сенаторы Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проект федерального закона разработан в целях реализации поручений Президента Российской Федерации № Пр-251ГС, п.6 а) и п.7 от 12 февраля 2024 года и направлен на обеспечение участия наставников, благотворительных, добровольческих (волонтерских) организаций в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению.

Основная проблема преступности несовершеннолетних на современном этапе - это повторная преступность и вовлечение несовершеннолетних, совершивших преступление, в постоянную криминальную активность.

Например, статистика за 2022 год фиксирует высокий уровень повторной преступности несовершеннолетних на уровне 36%. Следует подчеркнуть, что указанные цифры касаются только лиц, повторно совершивших преступление до наступления возраста 18 лет, и не включают в себя, например, тех лиц, которые совершают второе преступление в возрасте 19 лет. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в отношении «трудных подростков» проводится индивидуальная профилактическая работа органами профилактики.

Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Законопроект включает в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних институты наставничества и участия в деятельности волонтерского движения, благотворительной организации и российского движения детей и молодежи. Статистика Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации показывает, что, как правило, первое преступление совершается подростком в составе группы лиц (свыше 52%), поэтому основной задачей законопроекта является погружение подростков в социальную среду с «позитивными установками».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 401 от 27 июля 2022 года, 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Законопроект предлагается использовать потенциал наставничества в ресоциализации трудных подростков. Законопроектом устанавливается запрет на назначение наставниками лиц, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации не допускаются к педагогической деятельности, лиц, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, иностранных агентов.

Законопроект наделяет Минпросвещения России полномочиями по утверждению правил принятия комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав решений о назначении наставника, о замене наставника, об отмене решения о назначении наставника, порядка взаимодействия наставников с несовершеннолетними, его родителями или иными законными представителями, органами и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Вводится право на замену наставника: по заявлению родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего или по заявлению несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает решение об отмене назначения наставника или о замене наставника.

Законопроектом предлагается также установить в качестве одной из новых мер участие в мероприятиях волонтерского движения, благотворительной организации и российского движения школьников. В настоящее время в России активно развивается общественная и волонтерская деятельность. В России более 21 миллионов человек занимаются волонтерством. По исследованию НИУ ВШЭ, рост количества волонтеров на 7% снижает уровень молодежной преступности примерно на треть. Законопроектом устанавливается, что Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав сможет привлекать несовершеннолетнего, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа, для участия в мероприятиях, проводимых благотворительной, добровольческой (волонтерской) организациями, российским движением детей и молодежи. Участие несовершеннолетнего в мероприятиях, проводимых добровольцами, взаимодействие в формате активного участия в социальных инициативах движения создаст условия для выхода из криминальной среды, позволит несовершеннолетнему познакомиться и взаимодействовать с целеустремленными людьми с иными ценностными установками. Дополнительно законопроектом предлагается создать Государственную информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав. К настоящему времени в России действует свыше свыше 2,5 тыс. комиссий и создание единой государственной информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав позволит обеспечить информационное взаимодействие между комиссиями и иными органами системы профилактики. Информационная система будет создаваться на базе Автоматизированной информационной системы в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения за счет средств, предусмотренных на ее создание и функционирование. Вместе с тем, поскольку указанная информационная система в настоящее время включает в себя лишь органы исполнительной власти и не содержит в себе сведений о физических лицах, готовых быть наставниками и некоммерческих организациях, готовых работать с трудными подростками, законопроектом предлагается вести реестры наставников и организаций на базе единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства). В настоящее время в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) содержится информациия о более чем 6,2 млн. волонтерах и 106 тыс. некоммерческих организациях, которых можно привлечь к ресоциализации подростков с девиантным поведением. Именно поэтому Президентом Российской Федерации поручено обеспечить расширение функций единой информационной системы «ДОБРО.РФ», предусмотрев создание на ее базе цифровой платформы, отражающей потребности в наставнической поддержке и наставниках в сферах общественной деятельности и молодежной политики (Поручение Президента Российской Федерации №Пр-251ГС, п.6 а). Законопроектом данное поручение исполняется в сфере профилактики девиантного поведения.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/578685-8

 

Минтруд России проект постановления Правительства РФ «О перечне категорий физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке и подлежат освобождению от комиссионного вознаграждения при внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги»

Проект постановления подготовлен в соответствии с план-графиком подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 19 декабря 2023 г. № 602-ФЗ «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 22 января 2024 г. № ТГ-П13-1492.

Проектом постановления предлагается установить перечень наиболее социально уязвимых категорий граждан, которые будут освобождены от комиссионного вознаграждения при внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, к которым относятся в том числе многодетные семьи, в связи с большой нагрузкой на содержание таких семей.

Также в перечень льготных категорий предлагается включить инвалидов, ветеранов боевых действий, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=146368

 

Минтруд России проект приказа «Об утверждении официальных разъяснений по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

Минтруд подготовил проект приказа с разъяснениями о том, на какие категории многодетных семей распространяются новые меры соцподдержки.

Указом от 23 января 2024 г. № 63 предусмотрен бессрочный статус многодетной семьи. Согласно разъяснениям он распространяется: на семьи, ранее признанные многодетными и не утратившие данный статус; семьи, признанные многодетными со дня вступления в силу Указа № 63; семьи, утратившие данный статус на основании актов субъектов РФ, но соответствующие критериям Указа № 63.

Проект приказа содержит перечень мер поддержки многодетных семей в соответствии с указом, а также условия их предоставления.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=146450

 

  Разъясняющие письма, информационно-методические документы

 Письмо Минтруда России от 11.03.2024 № 27-3/10/В-3797 «О формировании единообразного подхода к определению права на федеральные меры поддержки, предоставляемые с учетом оценки доходов семьи»

Минтрудом подготовлены разъяснения, касающиеся определения права на меры господдержки, предоставляемые с учетом оценки доходов семей с детьми.

Сообщается, что при определении права семей, имеющих детей, на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, а также при определении права на оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, при расчете среднедушевого дохода семьи не учитывается единовременная выплата в размере 100 000 рублей на ребенка, получившего в возрасте до 18 лет увечье (ранение, травму, контузию) на территориях проведения СВО.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_472473/

 

#НПА



Версия для печати

НАЗАД


 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Top.Mail.Ru

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

официальный сайт

ВК