07. 06. 2024    Обзор нормотворческой деятельности и правоприменительной практики в сфере защиты материнства, детства и семьи

Проекты нормативных правовых актов, вынесенные на обсуждение


Депутаты Государственной Думы, Сенатор Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым единый государственный экзамен заменяется на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственных экзаменов.

Принятие указанного Федерального закона позволит повысить уровень знаний выпускников, сохранить физическое и психическое здоровье детей.

Принятие указанного Федерального закона в перспективе позволит предоставить более высококвалифицированных специалистов.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/642303-8 

 

Депутаты Государственной Думы, Сенатор Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Законопроект подготовлен в целях усиления социальной поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С 1 января 2024 года право на получение пособия по обязательному социальному страхованию сохраняется в случае, если женщина или иные лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, выходят на работу (в том числе на условиях неполного рабочего времени, работы на дому или дистанционной работы) из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет или в период указанного отпуска работают у другого работодателя.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи.

Законопроектом вносится изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающее обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности в случае необходимости ухода за больным ребенком до достижения им возраста трех лет в период болезни застрахованного лица (матери, отца, другого родственника, опекуна), находящегося в отпуске по уходу за ребенком.

Принятие предлагаемого законопроекта позволит улучшить материальное положение семей, имеющих детей.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/641377-8 

 

Депутаты Государственной Думы, Сенатор Российской Федерации проект федерального закона «О ежегодной выплате семьям, имеющим детей, к Международному дню защиты детей» 

Законопроект направлен на установление ежегодной выплаты к Международному дню защиты детей.

Законопроектом предлагается предоставлять родителям (усыновителям, опекунам, попечителям) детей в возрасте до 16 лет ежегодно выплату к Международному дню защиты детей за счет средств федерального бюджета.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/640314-8 

 

Правительство Российской Федерации проект федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2023 год»

Законопроект предусматривает утверждение отчета об исполнении федерального бюджета за 2023 год.

Проект федерального закона включает следующие данные: доходы федерального бюджета за 2023 год по кодам классификации доходов бюджетов; расходы федерального бюджета за 2023 год по ведомственной структуре расходов федерального бюджета; распределение расходов федерального бюджета за 2023 год по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов; источники финансирования дефицита федерального бюджета за 2023 год по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/639671-8 

 

Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»

Законопроект подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2024 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2024 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2024 году.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее - Закон № 540-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2024 год (показатели на плановый период 2025 и 2026 годов не изменяются), которые в основном связаны с реализацией Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года (далее - Послание) и отдельных поручений Президента Российской Федерации.

Увеличены размеры отдельных расходных обязательств в сфере социального обеспечения населения коэффициент индексации отдельных социальных выплат и пособий (в т.ч. пособий детям погибших военнослужащих и пр.) составит 1,051 (сейчас - 1,045). 

https://sozd.duma.gov.ru/bill/639656-8 

 

Правительство Российской Федерации проект федерального закона «Об исполнении бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за 2023 год»

Основные характеристики бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2023 год утверждены Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. № 467-ФЗ «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее - Закон о бюджете Фонда на 2023 год) по доходам - в сумме 13 711,2 млрд. рублей, по расходам - в сумме 13 541,3 млрд. рублей.

Общий объем доходов бюджета Фонда на 2023 год составил 12 830,4 млрд. рублей, из них 12 748,9 млрд. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии; общий объем расходов составил 14118,3 млрд. рублей, из них 14 071,7 млрд. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.

Бюджет Фонда за 2023 год исполнен по доходам в сумме 13 264,9 млрд. рублей.

Исполнение бюджета Фонда по расходам за 2023 год составило 13 858,3 млрд. рублей.

3.1.2.5. Расходы по комплексу процессных мероприятий «Предоставление мер государственной поддержки семьям с детьми»

Расходы на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, за 2023 год составили 6 740,4 млн. рублей.

Расходы на выплату ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет, в медицинской организации в ранние сроки беременности, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, в размере 38 50 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, осуществлялись за счет средств межбюджетных трансфертов предоставляемых бюджету Фонда из федерального бюджета в сумме 1 602,3 млн. рублей, а также остатков средств федерального бюджета и резервного фонда Правительства Российской Федерации* сложившихся на 1 января 2023 года.

Численность женщин, вставших на учет до 2023 года в медицинской организации в ранние сроки беременности, которым предоставлено пособие, составила в 2023 году 161,7 тыс. человек.

Расходы на выплату ежемесячного пособия на каждого ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет семьям с единственным родителем таких детей или родителем (законным представителем) таких детей, в отношении детей которых предусмотрена уплата алиментов, со среднедушевым доходом на семью, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации, в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации, осуществлялись за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда в виде межбюджетных трансфертов в сумме 167,9 млн. рублей, а также остатков средств федерального бюджета и резервного фонда Правительства Российской Федерации, сложившихся на 1 января 2023 года.

С 2023 года Фонд начал выплачивать ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, нуждающимся в социальной поддержке, гражданам. Финансовое обеспечение выплаты частично осуществлялось из бюджетов субъектов Российской Федерации.

По итогам 2023 года пособие предоставлено в отношении 10,81 млн. детей.

В 2023 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей» Фонд продолжал осуществлять ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, предоставляемые нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, размер среднедушевого дохода семьи которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.

В 2023 году осуществлялись расходы на дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», от 23 июня 2020 г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» и от 17 декабря 2020 г. №797 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей», а также на единовременные выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 396 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» (далее - Указ № 396).

В 2023 году выплачено 11,6 млн. пособий по уходу за ребенком. Правом на получение указанного пособия воспользовались около 1,6 млн. граждан.

Средний размер пособия по уходу за ребенком по отношению к 2022 году возрос на 1 214,15 рубля или на 8,9% и составил 14 790,61 рубля.

Расходы на выплату единовременного пособия при рождении ребенка в 2023 году сложились в сумме 20 970,1 млн. рублей. По сравнению с 2022 годом расходы на выплату указанного пособия увеличились на 1 541,6 млн. рублей или на 7,9%. На выплату пособий по беременности и родам расходы составили 129 123,7 млн. рублей или 99,3% к уточненной сводной росписи. По сравнению с 2022 годом данные расходы увеличились на 6 587,8 млн. рублей или на 5,4%. Число оплаченных случаев по беременности и родам без учета совместителей составило 705,71 тыс. случаев.

Средний размер дневного пособия по беременности и родам составил 1 247,86 рубля, что больше на 8,8%, чем в 2022 году.

Таким образом, увеличение расходов на выплату пособия по беременности и родам связано с ростом среднего дневного размера пособия по беременности и родам и увеличением продолжительности случая по беременности и родам.

Кроме того, с 1 марта 2023 года в рамках реализации Федерального закона от 17 февраля 2023 г. № 20-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» Фондом осуществлялось страховое обеспечение в связи с материнством, предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ).

Расходы на осуществление ФСД за 2023 год составили 100 280,3 млн. рублей.

За отчетный период в бюджет Фонда на финансовое обеспечение ФСД поступили средства федерального бюджета в сумме 32 616,5 млн. рублей, а также использовались денежные средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 78,2 млрд. рублей, направленные в Фонд в декабре 2022 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. № 4154-р.

На конец 2023 года по данным Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, численность получателей доплаты составила 2,8 млн. человек, средний размер доплаты составил 3 026 рублей.

Фондом в 2023 году произведены расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам* попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в сумме 7 981,6 млн. рублей или 99,9% к уточненной сводной росписи. По отношению к 2022 году расходы увеличились на 19,7%. На осуществление данной выплаты поступили средства из федерального бюджета в сумме 6 465,1 млн. руб..

Расходы на осуществление выплаты пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций в 2023 году, составили 30 076,3 тыс. рублей.

Расходы на обеспечение проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, в 2023 году составили 797,6 млн. рублей.

3.1.2.10. Расходы по комплексу процессных мероприятий «Предоставление мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью»

Расходы на осуществление выплаты единовременного пособия при всех формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью в 2023 году составили 1 226,2 млн. рублей.

3.1.2.11. Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ) устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В отчетном периоде Фонду переданы средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала в сумме 426 337,3 млн. рублей.

Размер материнского (семейного) капитала в 2023 году составил: 586 946,72 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно, а также в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; 775 628,25 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года, а также в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.

В ходе реализации Федерального закона № 256-ФЗ в 2023 году территориальными органами Фонда выдано 924 294 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, из них в связи с рождением первого ребенка - 503 163.

Федеральный закон № 256-ФЗ предусматривает возможность получения государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал гражданами России, постоянно проживающими за пределами ее территории. Указанным гражданам выдано 854 сертификата.

Количество обращений с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по основным направлениям расходования средств составило 2 049 412, в том числе на улучшение жилищных условий подано 933 211 заявлений, на оказание платных образовательных услуг - 465 097 заявлений, на формирование накопительной пенсии - 5 174 заявления, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов - 235 заявлений, на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет - 645 695 заявлений.

Объем средств, направленных на предоставление дополнительных мер государственной поддержки за 2023 год по всем направлениям использования средств МСК составил 456,0 млрд. рублей, в том числе по направлениям: на улучшение жилищных условий всего - 394,5 млрд. рублей, из них: на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение или строительство жилья - 321,6 млрд. рублей; - на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств - 72,9 млрд. рублей; на получение образования детей - 24,3 млрд. рублей; 63 на формирование накопительной пенсии женщин - 473,9 млн. рублей; на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов - 7,4 млн. рублей; на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет - 36,7 млрд. рублей. Фактические расходы на предоставление материнского (семейного) капитала по основным направлениям расходования в 2023 году увеличились на 19,3% по отношению к расходам, направленным на реализацию Федерального закона № 256-ФЗ в 2022 году. Данное увеличение обусловлено тем, что в 2023 году размер материнского (семейного) капитала проиндексирован на 11,9%, а также расширением возможности направления средств материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста 3 лет независимо от очередности его рождения (до 2023 года ежемесячная выплата осуществлялась в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка). В течение 2023 года управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами по 134 заявлениям средства в сумме 48,1 млн. рублей возвращены в связи с отказом застрахованных лиц от направления указанных средств на формирование накопительной пенсии. Территориальными органами Фонда в 2023 году было принято 141 заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, ранее направленными на формирование накопительной пенсии, на другие направления, предусмотренные Федеральным законом № 256-ФЗ. По 115 заявлениям средства в сумме 19,58 млн. руб. перечислены: на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение или строительство жилья, по 20 заявлениям - 7,5 млн. рублей; на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств по 10 заявлениям - 3,44 млн. рублей; на получение образования детей по 85 заявлениям - 8,64 млн. рублей. С 1 января 2023 г. Фонду переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 418-ФЗ), ранее выплачиваемой субъектами Российской Федерации, вследствие введения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (в отношении ранее назначенных выплат на детей, рожденных не позднее 31 декабря 2022 г., до окончания периода назначения).

Расходы в соответствии с Федеральным законом № 418-ФЗ на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка составили 131 743,6 млн. рублей или 98% к уточненной сводной росписи бюджета Фонда.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/639698-8 

 

Правительство Российской Федерации проект федерального закона «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2023 год»

В 2023 году доходы бюджета Фонда по сравнению с 2022 годом увеличились на 371 271,2 млн. рублей, или на 12,7%.

Расходы бюджета Фонда за тот же период увеличились на 388 854,2 млн. рублей, или на 13,9%. Из федерального бюджета в бюджет Фонда предоставлены межбюджетные трансферты в размере 428 928,2 млн. рублей (99,9% от утвержденного объема).

Размер межбюджетных трансфертов, переданных бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствие с заявками, представленными в Фонд, на оплату родового сертификата и на осуществление специальной социальной выплаты медицинским работникам составил 87 651,3 млн. рублей.

Бюджет Фонда за 2023 год исполнен с профицитом в размере 104 772,7 млн. рублей. Основным источником доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС. В 2023 году их доля в общем объеме расходов бюджета Фонда составила 85,7%.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/639652-8

 

Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Проектом федерального закона предлагается установить сокращенную продолжительность рабочего времени для женщин, имеющих двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет.

Такая категория согласно Всероссийской переписи населения 2020 года включает в себя значительную группу женщин (17,958 млн. человек), а также является необходимой основой для выстраивания продуктивной и реалистичной демографической политики.

Законопроектом предусматривается установление сокращенной продолжительности рабочего времени для женщин, имеющих двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет, на один час в неделю, то есть время их работы составит 39 часов в неделю. При этом, такая продолжительность рабочего времени применима только в том случае, когда меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предлагаемые меры направлены на предоставление женщинам с двумя и более детьми больше свободного времени, которым они вправе распорядиться по своему усмотрению. С учетом того, что кардинальным образом продолжительность рабочего времени не изменится, предлагаемые меры не повлекут за собой колоссальных последствия для рынка труда и не скажутся отрицательным образом на заинтересованности работодателей в найме женщин, имеющих двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/639238-8

 

 Разъясняющие письма, информационно-методические документы

 

Письмо Минпросвещения России от 22.05.2024 № СК-277/02 «О подготовке к началу учебного года»

Минпросвещения: итоговые данные о готовности образовательных организаций к 2024/25 учебному году должны быть представлены в установленном порядке не позднее 19 августа 2024 года.

Сообщается, что в период с 1 июня по 19 августа 2024 года Минпросвещения будет организован мониторинг готовности образовательных организаций к новому учебному году.

Письмом также направлены рекомендации по проведению мероприятий по оценке готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу 2024/25 учебного года.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_477834/


Письмо Минпросвещения России от 27.04.2024 № 03-653 «О направлении информации»

Разработаны методические рекомендации по формированию и развитию управляющих советов в образовательных организациях.

Управляющий совет является коллегиальным органом управления образовательной организацией, который вырабатывает свои решения с учетом мнения всех участников образовательных отношений: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов, учащихся, учредителя образовательной организации - представители данных категорий входят в управляющий совет.

Методические рекомендации предназначены для организации работы по вовлечению всех участников образовательных отношений (работников образовательной организации, родительского сообщества, обучающихся), а также выпускников, учредителей, представителей предприятий и организаций, общественности и руководителей образовательных организаций в управление образовательными организациями.

Применение рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок органами государственного контроля (надзора).

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_478098/


#НПА



Версия для печати

НАЗАД


 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Top.Mail.Ru

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

официальный сайт

ВК