УПОЛНОМОЧЕННЫЙ
по правам ребёнка в Липецкой области

398001, г. Липецк, ул. Крайняя, 7. Телефон (4742) 22-19-05, факс: (4742) 22-03-01, e-mail: deti48@admlr.lipetsk.ru;  web-сайт:  https://deti48.ru/

______________________________________________________________________________

Обзор нормотворческой деятельности и правоприменительной практики в сфере защиты материнства, детства и семьи

Поручения Президента Российской Федерации

 

Перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», которое состоялось 22 мая 2024 года.

 

Пр-1240, п.5

5. Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с Правительством Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации на основе анализа лучших практик оказать методическую поддержку субъектам Российской Федерации по вопросам совершенствования региональных программ повышения рождаемости, мер и практик поддержки беременных женщин, многодетных семей и иных категорий семей с детьми, а также по вопросам реализации мероприятий по сохранению, укреплению и продвижению традиционных семейных ценностей.

Срок – 30 декабря 2024 г.

Ответственные: Чупшева С.В., Мишустин М.В.,

высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.

http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/74442 

 

Проекты нормативных правовых актов, вынесенные на обсуждение

 

Депутаты Государственной Думы проект федерального закона ««О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Законопроектом предлагается не применять административное наказание в виде административного ареста к мужчине, имеющему детей в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, в связи с тем, что такое наказание может привести к оставлению ребенка без родительского присмотра.

Также с учетом предварительного обсуждения концепции законопроекта с Министерством юстиции Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации законопроектом предлагается не применять административное наказание в виде административного ареста к лицам, являющимся единственным усыновителем, опекуном, попечителем ребенка возрасте до четырнадцати лет и (или) ребенка-инвалида.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/662244-8 

 

 

Депутаты Государственной Думы, Сенатор Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

Проектом федерального закона предлагается расширить гарантии и компенсации гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Законопроектом предлагается распространить гарантии и компенсации, предусмотренные для приравненных к районам Крайнего Севера местностей, на иные районы Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. К таким районам, например, относятся города Иркутск, Владивосток, Красноярск..

Такой подход значительно улучшит финансовое положение граждан, проживающих на территориях с суровыми природно-климатическими условиями, в которых расходы семьи значительно выше, как на покупку продуктов питания, так и на лечение и отдых.

Кроме того, законопроектом предлагается установить  компенсацию на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно  в отношении семей с двумя и более несовершеннолетними детьми.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/660946-8 


Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан

проект федерального закона «О внесении изменения в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Законопроект разработан с целью дифференциации ответственности за нарушение установленного Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее - федеральный закон) запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов прежде всего на территориях или в помещениях общеобразовательных организаций, а также на территориях или в помещениях дошкольных образовательных организаций.

Законопроектом предлагается часть 2 статьи 6.24 КоАП РФ дополнить словами «на территориях или в помещениях общеобразовательных организаций, а также на территориях или в помещениях дошкольных образовательных организаций».

Принятие закона позволит назначать административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, что в свою очередь усилит профилактическую составляющую законодательства, обеспечит общую превенцию. В этом случае важно наглядно демонстрировать факты привлечения к административной ответственности перед сверстниками (если речь идет о школьнике, достигшем возраста привлечения к ответственности), например, на классных часах, общих школьных собраниях; - снизить количество курящих детей и подростков и, как следствие, снизить общее количество лиц, потребляющих никотинсодержащую продукцию; - укрепить общую дисциплину в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях.

В то же время реализация предлагаемых изменений упростит практику применения положений о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, поскольку речь идет о специальном составе административного правонарушения. Соответственно, квалифицировать подобные деяния будет менее проблематично.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/659032-8

 

Минпросвещения России проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о национальном методическом центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»

 

Проект постановления подготовлен в целях оптимизации процесса выявления и сопровождения дальнейшего развития детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. № Пр-2371 по итогам посещения образовательного центра «Сириус» 4 октября 2023 года.

Проектом постановления предусматривается утверждение Положения о национальном методическом центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=148739

 

 

Минпросвещения России проект приказа «О внесении изменения в Порядок отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10 января 2019 г. № 4»

Названным Приказом в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, указанный Порядок изложен в новой редакции.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=148875

 

 

Минюст России проект приказа «О внесении изменений в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110»

Проект приказа подготовлен в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.03.2024 № 60-ФЗ «О внесении изменений ‎в статью 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ‎и статью 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон ‎№ 60-ФЗ).

Проект приказа разработан в целях реализации положений Федерального закона № 60-ФЗ, предусматривающих предоставление дополнительных свиданий подозреваемой или обвиняемой женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, а также подозреваемому или обвиняемому мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем со своими несовершеннолетними детьми.

Данные изменения направлены на гуманизацию законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы содержания подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, а также способствуют сохранению социально полезных связей подозреваемых ‎и обвиняемых со своими детьми в возрасте до четырнадцати лет.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=148856

 

 

Официально опубликованные нормативные правовые акты

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2024 № 885 «Об утверждении примерных требований к организации деятельности реабилитационных организаций»

С 1 марта 2025 г. устанавливаются примерные требования к организации деятельности реабилитационных организаций.

К реабилитационным относятся организации, осуществляющие деятельность по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов, детей от рождения до 3 лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности.

В реабилитационной организации должны быть обеспечены в числе прочего: соблюдение стандартов оказания услуг; возможность использования ассистивных (вспомогательных) технологий и альтернативной (дополнительной) коммуникации; возможность предоставления во временное пользование технических средств реабилитации коллективного и индивидуального использования; доступность для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

При формировании информации в сети «Интернет» должны быть учтены требования ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности».

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202407030017

 

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2024 № 902 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам федеральных территорий и бюджету г. Байконура для осуществления переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан»

Обновлен порядок предоставления субвенций для осуществления социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан.

Субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ, бюджетам федеральных территорий и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение переданного полномочия по осуществлению социальных выплат в виде: пособия по безработице; пенсии, назначаемой безработному гражданину по предложению службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию, в том числе назначаемую досрочно; ежемесячной доплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202407020023

 

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2024 № 1725-р «Об утверждении единого образца удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи в Российской Федерации, и описания его бланка»

Правительством утвержден единый образец удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи. Также распоряжением утверждено описание бланка единого образца указанного удостоверения.

Реализован пункт 4 Указа Президента от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей».

Высшим должностным лицам субъектов РФ рекомендовано обеспечить: установление порядка выдачи удостоверения; изготовление и выдачу удостоверений; порядок переоформления в беззаявительном порядке действующего на день вступления в силу Указа № 63 удостоверения.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202407020027

 

 

«Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Минпросвещения России 18.06.2024 № СК-13/07вн)

 

Утверждена Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и СПО в РФ на период до 2030 года.

Концепция определяет цель, задачи, принципы, приоритетные направления, механизмы реализации государственной политики в области оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и СПО на период до 2030 года.

Концепция является основой для принятия органами государственной власти РФ, исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления решений в области обеспечения психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и СПО, в том числе создания региональных (муниципальных) систем психолого-педагогической помощи.

Концепция будет реализована в три этапа:

в рамках I этапа (до 2025 года) должны быть разработаны необходимые инструменты и осуществлена апробация цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся, их родителям (законным представителям) не менее чем в 5 субъектах РФ;

в рамках II этапа (до 2027 года) необходимо сформировать региональные системы оказания психолого-педагогической, в том числе экстренной и кризисной, помощи участникам образовательных отношений и обеспечить деятельность сети центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи во всех 89 субъектах РФ;

в рамках III этапа (до 2030 года) необходимо создать условия для развития кадрового потенциала педагогов-психологов (психологов в сфере образования), привлекаемых к оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, а также должна быть создана цифровая платформа, предназначенная для оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся и их родителям.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_479639/

 

 

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.05.2024 № 269н «Об утверждении стандартов медицинской помощи детям при нарушениях обмена аминокислот и о внесении изменений в стандарт специализированной медицинской помощи детям при нарушениях обмена аминокислот, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 ноября 2012 г. № 738н»

Данным Приказом утверждены: стандарт медицинской помощи детям при глутаровой ацидурии 1 типа (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение); стандарт медицинской помощи детям при наследственной тирозинемии 1 типа (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение); стандарт медицинской помощи детям при пропионовой ацидемии/ацидурии (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение); стандарт медицинской помощи детям при болезни «кленового сиропа» (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение); стандарт медицинской помощи детям при метилмалоновой ацидемии/ацидурии (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение).

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202407010018

 

Судебная практика

 

Обзор: «Прожиточный минимум: интересные споры за 2024 год о выплате пособий семьям с детьми»

https://www.consultant.ru/legalnews/25674/

 

Разъясняющие письма, информационно-методические документы

Письмо Росреестра от 10.06.2024 № 14-5286-ТГ/24 «По вопросу о последствиях непредставления для государственной регистрации прав предусмотренного п. 4 ст. 292 ГК РФ согласия органа опеки и попечительства»

Разъяснены последствия совершения сделок по отчуждению жилища, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника такого жилища, без согласия органа опеки и попечительства.

Речь идет о последствиях непредоставления на государственную регистрацию прав согласия органа опеки и попечительства, предусмотренного статьей 292 ГК РФ. Согласно пункту 4 указанной статьи отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Из системного толкования закона и правоприменительной практики следует, что последствием непредоставления указанного согласия является оспоримость сделки и возможность признания ее недействительной в соответствии со статьей 173.1 ГК РФ.

В то же время в письме отмечено, что основания для признания сделки, совершенной без согласия органа опеки и попечительства, ничтожной в соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ отсутствуют.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_479677/

 

#НПА