УПОЛНОМОЧЕННЫЙ
по правам ребёнка в Липецкой области

398001, г. Липецк, ул. Крайняя, 7. Телефон (4742) 22-19-05, факс: (4742) 22-03-01, e-mail: deti48@admlr.lipetsk.ru;  web-сайт:  https://deti48.ru/

______________________________________________________________________________

Обзор нормотворческой деятельности и правоприменительной практики в сфере защиты материнства, детства и семьи

Перечень поручений по итогам совещания о ситуации в Белгородской, Брянской и Курской областях 22 августа 2024 года

 

1. Правительству Российской Федерации совместно с исполнительными органами Белгородской, Брянской и Курской областей:

г) с учетом ранее данных поручений по организации зачисления в общеобразовательные и дошкольные образовательные организации детей, эвакуированных с пострадавших территорий, выработать механизмы, предусматривающие очное обучение этих детей в образовательных организациях в других субъектах Российской Федерации, в том числе в санаториях и детских лагерях, а также рассмотреть вопрос о возможности организации дистанционного обучения детей в общеобразовательных организациях на территориях Белгородской, Брянской и Курской областей;

ж) обеспечить на территориях Белгородской, Брянской и Курской областей организацию бесперебойного доступа к подвижной радиотелефонной связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе для дистанционного обучения в общеобразовательных организациях;

 

Доклад – до 15 сентября 2024 г.

Ответственные: Мишустин М.В., Гладков В.В., Богомаз А.В.,
Смирнов А.Б.

http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/74938 

  

Проекты нормативных правовых актов, вынесенные на обсуждение

 

Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Законопроект разработан в целях обеспечения бесплатным одноразовым горячим питанием обучающихся по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

В данной связи при учете особой значимости качественного питания для здоровья детей, их развития, законопроект предусматривает изменение статьи 37 Федерального закона об образовании в части обеспечения горячим питанием обучающихся по образовательным программам основного общего образования, т.е. с 5 по 9 классы.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/708738-8

 

 

Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения выходного дня для родителей в День знаний»

Указом Президента Российской Федерации № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» 2024 год объявлен Годом семьи, в рамках которого Правительством Российской Федерации должна быть проведена комплексная работа по улучшению демографической политики и укреплению института семьи.

Участие родителей в торжественных линейках обучающихся детей имеет важное значение для укрепления института семьи и сохранения продолжительности брака.

Законопроектом право на освобождение от работы на время участия в торжественной линейке, приуроченной к празднованию Дня знаний, предоставляется родителям, воспитывающим детей школьного возраста.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/708736-8

 

 Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О ежегодной выплате семьям, имеющим детей, обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего, а также очной формы среднего профессионального и высшего образования, реализуемым в Российской Федерации»

Проектом федерального закона предлагается осуществлять ежегодную выплату перед началом учебного года семьям, имеющим детей, обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего, а также очной формы среднего и высшего образования, реализуемым в Российской Федерации.

Предлагается установить ежегодную выплату в размере 25 550 рублей семьям, имеющих детей от 6 до 18 лет (детей-инвалидов до 23 лет) обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Для семей, признанных малоимущими, установить ежегодную выплату в размере 38325 рублей, включив в выплату дополнительно 50% от средней стоимости школьного набора.

Также федеральным законом предоставлять данную выплату для семей, имеющих детей в возрасте от 18 до 23 лет (детей -инвалидов до 28 лет) и обучающихся по основным профессиональным образовательным программам очной формы среднего профессионального и высшего образования, в размере 12775 рублей, рассчитывая выплату как половину от средней стоимости школьного набора.

Для семей, имеющих детей, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам очной формы среднего профессионального и высшего образования, и признанных малоимущими, установить такую выплату в размере 19162 рубля, рассчитывая выплату как 75% от средней стоимости школьного набора.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/708729-8

 

 Парламент Республики Северная Осетия-Алания, Законодательное Собрание города Севастополя проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Проект федерального закона направлен на совершенствование деятельности по проведению индивидуальной профилактической работы, осуществляемой в целях предупреждения правонарушений несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствовавших их совершению, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявления и пресечения случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений.

Проектом федерального закона предусматривается привести Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствие с действующим Уголовным кодексом Российской Федерации и уточнить круг лиц, в отношении которых будет проводиться индивидуальная профилактическая работа. Предлагаемые изменения позволят проводить работу по предотвращению правонарушений несовершеннолетних более полно и эффективно.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/707546-8

 

 Минпромторг России проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил маркировки средствами идентификации отдельных видов товаров для детей и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов товаров для детей»

Предложены правила маркировки с 1 марта 2025 г. отдельных видов товаров для детей средствами идентификации.

Проектом устанавливаются сроки поэтапного введения обязательной маркировки отдельных видов товаров для детей, определяются порядок их маркировки, требования к участникам оборота указанных товаров, порядок информационного обмена участников оборота товаров с информационной системой мониторинга, характеристики средства идентификации, а также порядок представления участниками оборота товаров сведений в информационную систему мониторинга о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота данных товаров.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=150302

 

 Минтруд России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Правовым основанием разработки проекта постановления является принятие Федерального закона от 8 августа 2024 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий, в том числе внесение изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ ‎«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) в части предоставления права гражданам при рождении в семье очередного ребенка устанавливать в отношении него единое пособие в размере и на период, установленные в отношении старших детей, без проведения оценки нуждаемости по одному заявлению.

Проект постановления разработан в целях совершенствования правового регулирования порядка и условий предоставления ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее – единое пособие), установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также порядка учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. ‎№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в том числе на основании социального контракта.

Для исключения отказов в назначении единого пособия в случае рождения очередного ребенка семьям, которым оно уже назначено на старших детей, проектом постановления предусматривается, что в случае если единое пособие назначено и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), указанное пособие в связи с рождением последующего ребенка назначается без комплексной оценки нуждаемости на период и в размере, на которые указанное пособие уже назначено. При этом в случае если единое пособие назначено и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) в отношении нескольких детей на разные периоды, указанное пособие в связи с рождением последующего ребенка назначается на период и в размере в соответствии с последним решением, принятым о назначении единого пособия.

До 1 января 2023 года семьям с детьми назначались и выплачивались ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, установленная Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Указ № 199), и ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, установленная Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. ‎№ 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей» (далее – Указ ‎№ 175). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее – Указ № 606) нуждающимся в поддержке семьям предоставлено право на ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г., но не позднее 31 декабря 2022 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Право на получение назначенных до дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. № 12 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей» выплат, предусмотренных указами № 606, № 199 и № 175, сохраняется до окончания периодов, на которые были назначены эти выплаты, или до назначения предусмотренного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» единого пособия и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу данного Указа.

Таким образом, в связи с разными сроками окончания вышеперечисленных выплат, сроки назначения единого пособия в одной семье на разных детей могут не совпадать, что приводит к учету при расчете среднедушевого дохода семьи выплат единого пособия на других детей, и соответственно отказам в назначении единого пособия.

В целях исключения необоснованных отказов предлагается предоставить право семьям обратиться за назначением единого пособия в отношении всех детей одновременно на новый срок в случае, если периоды, на которые назначено единое пособие на детей, не совпадают.

Проектом постановления уточнены основания для принятия решения об отказе в назначении единого пособия и о прекращении выплаты единого пособия.

Также проектом постановления расширен перечень видов доходов, не учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи при определении права на назначение единого пособия, на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет.

Изменениями предлагается при расчете среднедушевого дохода семьи не учитывать денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуальных жилых домов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 313 «Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих (имевших) специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца»; пособия и иные аналогичные выплаты, алименты на ребенка, который на день подачи заявления о назначении единого пособия умер, признан умершим либо безвестно отсутствующим, а также  компенсации, предоставляемые взамен обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучение которого организовано на дому.

Проектом постановления уточняется перечень случаев, в которых принимается решение о прекращении выплаты единого пособия, в части установления исключения для лиц признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, когда такое лицо не лишено родительских прав (не ограничено в родительских правах) в отношении ребенка, на которого назначено единое пособие.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=150220

 

 Минздрав России проект постановления Правительства Российской Федерации ‎«Об особенностях предоставления отдельным категориям граждан социальных гарантий в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинским изделиями ‎и специализированными продуктами лечебного питания ‎для детей-инвалидов»

Проект постановления подготовлен в целях организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях Белгородской области, Брянской области и Курской области и вынужденно покинувших указанные субъекты Российской Федерации (далее – отдельные категории граждан).

Проектом постановления предусмотрен механизм компенсации расходов субъектов Российской Федерации, связанных с обеспечением лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями ‎и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов отдельных категорий граждан, посредством предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов по результатам рассмотрения Министерством здравоохранения Российской Федерации заявки субъекта Российской Федерации о перечислении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию расходов, связанных с обеспечением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях Белгородской области, Брянской области и Курской области, вынужденно покинувших указанные субъекты Российской Федерации, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов при оказании медицинской помощи ‎в амбулаторных условиях, подписанной руководителем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, сформированной по форме, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=150197

 

 Роспотребнадзор проект приказа «О внесении изменения в санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28

Проект направлен на оптимизацию организации питания с учетом режима дня детей и времени нахождения в школе, повышение качества проводимых противоэпидемических мероприятий.

В частности, предусматривается внесение изменения в санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в части возможности организации питания обучающихся общеобразовательных организаций в три перемены.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=150139

 

Официально опубликованные нормативные правовые акты

 

Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2024 № 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года»

Утверждена Стратегия реализации молодежной политики в РФ на период до 2030 года.

Цель Стратегии - формирование к 2030 году системы молодежной политики в РФ, ориентированной на становление и развитие патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного поколения российских граждан, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России, соблюдение прав, свобод и законных интересов молодых граждан, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное ее привлечение к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества, учитывающей его актуальные потребности, вызовы и угрозы, стоящие перед страной.

В числе приоритетных направлений реализации Стратегии названы, в частности, следующие:

развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров;

создание для молодых семей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры;

противодействие деструктивному поведению молодежи, ее правовое просвещение и информационная защита;

профессиональное развитие молодежи, содействие ее занятости и трудоустройству.

Для достижения цели Стратегии предлагается сформировать культуру здорового и активного образа жизни в молодежной среде, развивать органы молодежного самоуправления, молодежные и детские общественные объединения, обеспечить открытость и равный доступ молодежи к соответствующим мерам господдержки, привлечь талантливую молодежь в сферу исследований и разработок, а также реализовать ряд иных задач.

Документом предусмотрен перечень мер по приоритетным направлениям реализации Стратегии. В числе таких мер: укрепление и охрана здоровья молодежи, внедрение современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; создание механизмов вовлечения молодежи в среднее профессиональное и высшее образование; создание программ трудового воспитания для обучающихся общеобразовательных организаций; создание условий для востребованности у молодежи отечественных информационных ресурсов, социальных сетей, мобильных приложений; разработка и внедрение действенных форм вовлечения молодых граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность; развитие международного молодежного сотрудничества в формате «общественной дипломатии» и пр.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408290023

 

 Распоряжение Правительства РФ от 23.08.2024 № 2274-р «Об утверждении плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2025 год»

На 2025 год утвержден план мониторинга правоприменения в Российской Федерации.

В перечне нормативных правовых актов, мониторинг которых планируется осуществить, законодательство: о защите имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; о социальной поддержке семей с детьми; о реализации прав военнослужащих, сотрудников, имеющих специальные звания, на жилищное обеспечение; об осуществлении образовательной деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408260009

 

 Разъясняющие письма, информационно-методические документы

 

Письмо Рособрнадзора от 21.08.2024 № 01-238/08-01

В дополнение к письму Рособрнадзора от 19.06.2024 № 01-93/08-01 сообщается об особенностях проведения мероприятий по оценке качества образования с 1 сентября 2024 года.

Отмечено, что в мероприятиях по оценке качества образования не принимают участие обучающиеся:

специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

образовательных организаций, указанных в пункте 7 Правил проведения мероприятий по оценке качества образования (утв. постановлением Правительства от 30.04.2024 № 556), расположенных на территории Военного инновационного технополиса «Эра».

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в мероприятиях по оценке качества образования по решению образовательных организаций, указанных в пункте 7 Правил № 556, с согласия родителей (законных представителей) и с учетом особенностей состояния здоровья и психофизического развития.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_484151/?ysclid=m0grd45axi944042796

 

 Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 26.08.2024 № 44153.ФБ.77/2024 «О вступлении в силу приказа Минтруда России от 10 июля 2024 г. № 346н»

Сообщается о вступлении в силу с 25 августа 2024 года приказа Минтруда от 10 июля 2024 года № 346н, которым внесены изменения в некоторые акты Минтруда по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

В частности, в Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденный приказом Минтруда от 27 апреля 2023 г. № 342н, внесены следующие уточнения: введены дополнительные наименования кресел-колясок для инвалидов и детей-инвалидов прогулочных и комнатных под отдельными кодами; определены дополнительные параметры к опорам для детей-инвалидов, для специальной одежды; скорректированы относительные медицинские противопоказания для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов ходунками, а также опорами для стояния для детей-инвалидов и пр.

Также сообщается об изменениях, внесенных в Классификацию технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденную приказом Минтруда от 13 февраля 2018 г. № 86н, и сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные приказом Минтруда от 5 марта 2021 г. № 107н.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_484459/

 

 Письмо Минпросвещения России от 16.08.2024 № АБ-2235/03 «О приеме на обучение отдельных категорий несовершеннолетних»

Минпросвещения сообщает об особенностях приема на обучение детей, эвакуированных из районов проведения КТО на территориях Белгородской, Брянской и Курской областей и временно находящихся на других территориях страны.

Сообщается, что необходимо обеспечить учет детей, прибывающих на территории муниципальных образований.

Прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации осуществляется по направлению с использованием региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 Закона об образовании (далее - РГИС ДДО). Таким образом, для направления детей на свободные места в дошкольных учреждениях необходимо их поставить на учет в РГИС ДДО.

Отмечено, что получение образования можно организовать в форме семейного образования. В таком случае соответствующие органы местного самоуправления должны организовать учет детей в рамках их места пребывания.

При приеме ребенка на обучение по основным общеобразовательным программам за счет бюджетных ассигнований в заявлении о приеме на обучение родителем ребенка в том числе указывается адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка, а также представляется копия документа о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справка о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка, проживающего на закрепленной территории).

В случае, если такие документы невозможно предоставить на момент подачи родителем заявления о приеме ребенка в образовательную организацию, рекомендуется принять в нее ребенка на основании заявления родителя (законного представителя).

https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=484586&ysclid=m0grgiluyu427389053#5htPwMUGF7gGsz3M

 

Письмо Минпросвещения России от 01.08.2024 № 10-ПГ-МП-38747 «О рассмотрении обращения»

Даны разъяснения по вопросу о введении запрета на посещение учебных заведений дошкольного, школьного и профессионального образования без справок о вакцинации от инфекционных заболеваний.

Со ссылкой на действующее законодательство и санитарно-эпидемиологические требования в письме сообщается, в частности, что:

дети, направленные на консультацию в медицинскую противотуберкулезную организацию, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в образовательную организацию;

дети, которым не проводилась туберкулинодиагностика, допускаются в образовательную организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом.

Отмечено, что наличие заключения от врача-фтизиатра для допуска детей, не прошедших туберкулинодиагностику, необходимо в целях защиты прав самого ребенка на охрану здоровья, а также прав других детей на безопасную среду обитания.

Для детей, находящихся в тесном ежедневном контакте с необследованным ребенком, который потенциально может явиться источником туберкулеза, существует высокий риск инфицирования.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_484668/

 

#НПА