18. 10. 2024    Обзор нормотворческой деятельности и правоприменительной практики в сфере защиты материнства, детства и семьи

Проекты нормативных правовых актов, вынесенные на обсуждение

 

Депутаты Государственной Думы, Сенаторы Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в части установления права на досрочное назначение страховой пенсии многодетным отцам-одиночкам)

Законопроект разработан в целях поддержки отцов-одиночек, являющихся родителем трех и более детей.

Одной из приоритетных задач государства является поддержка материнства, отцовства и детства. Для реализации курса государства на защиту и предоставление гарантий лицам, являющимся многодетными родителями, необходимо развивать меры социальной поддержки.

Законопроектом предлагается установить право на досрочное назначение страховой пенсии по старости мужчинам, являющимся единственным родителем трех, четырех, пяти и более детей, в 62, 61 и 55 лет соответственно, в случае наличия размера ИПК - не менее 30, стажа - не менее 15 лет, при условии осуществления ими ухода за детьми в течение 8 лет со дня приобретения статуса единственного родителя.

Также законопроектом предусматривается, что при определении права на досрочную страховую пенсию не учитываются дети, в отношении которых отец-одиночка был лишен родительских прав или отменено усыновление.

Так, в целях недопущения совершения недобросовестных действий, только мужчины, принявшие на себя обязательства по воспитанию детей, осуществлению ухода за ними, будут иметь право на меру государственной поддержки в части досрочного выхода на пенсию по старости.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/743485-8 

 

Депутаты Государственной Думы, Сенатор Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Законопроект разработан в целях введения дополнительных социальных гарантий гражданам Российской Федерации, осуществляющим медицинскую и педагогическую деятельность в государственных (муниципальных) организациях.

Для решения проблемы дефицита кадров помимо повышения заработных плат крайне важно установление для медицинских и педагогических работников дополнительных социальных гарантий, направленных на создание условий для эффективного выполнения ими своих профессиональных задач.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым в первоочередном порядке предоставляются места в дошкольных образовательных организациях по месту жительства детям медицинских работников, педагогических работников, граждан Российской Федерации, проработавших не менее трех лет соответственно в государственных (муниципальных) медицинских организациях и в государственных (муниципальных) организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Принятие указанного законопроекта позволит повысить в нашей стране социальную значимость, престиж труда медицинского и педагогического работника, снизить нехватку медицинских и педагогических кадров.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/743483-8 

 

 

Депутаты Государственной Думы, Сенаторы Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Законопроектом предлагается расширить перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

На текущий момент Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» содержит довольно обширный перечень категорий граждан, которым такая помощь предоставляется.

Важную роль в оказании бесплатной юридической помощи играют субъекты Российской Федерации, которые на региональном уровне расширяют перечень этих категорий, предоставляя дополнительные гарантии по получению бесплатной юридической помощи уязвимым категориям граждан, а также гражданам, которые своими действиями внесли существенный вклад в развитие нашей страны.

В целях предоставления равного уровня гарантий для различных категорий граждан, предоставляющих право на получение ими бесплатной юридической помощи, а также унификации и развития положительной практики, реализуемой субъектами Российской Федерации, предлагается дополнить перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на федеральном уровне такими категориями граждан, как: - лица, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России»; - ветераны боевых действий, а также члены их семей; - беременные женщиныи женщины,имеющие детей в возрасте до трех лет, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с необоснованным отказом в приеме на работу или необоснованным увольнением, восстановлением на работе, выплатой среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсацией морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, назначением, перерасчетом и взысканием пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установлением и оспариванием отцовства, взысканием алиментов, защитой прав и интересов детей.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/741811-8 

 

Минздрав России проект приказа «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при отосклерозе (диагностика и лечение)» 

Проект приказа разработан с целью совершенствования оказания медицинской помощи детям при отосклерозе (диагностика и лечение) в медицинских организациях Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь детям.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=151582 

 

Минтруд России проект приказа «Об утверждении перечня документов, представляемых одновременно с проектом государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и формы заявки о перечислении субсидии»

Проект приказа в соответствии с пунктом 31 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, предусмотренных приложением № 1 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 (далее соответственно - проект приказа, субсидия, госпрограмма).

Начиная с 2019 года распределение и предоставление субсидии в рамках госпрограммы является ключевым механизмом финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по развитию реабилитационной инфраструктуры.

Субсидия предоставляется на организацию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям, сопровождаемого проживания инвалидов, социальной занятости инвалидов
‎и сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов в субъекте Российской Федерации и позволяет укрепить и расширить реабилитационную инфраструктуру, однако не предполагает софинансирования расходов на оплату самих услуг
‎по комплексной реабилитации.

Предоставление субсидии регионам осуществляется в соответствии
‎с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию включенных ‎в государственные программы субъектов Российской Федерации мероприятий ‎по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ‎в том числе детей-инвалидов, являющихся приложением № 1 к госпрограмме ‎(далее – Правила).

В соответствии с пунктом 31 Правил к госпрограмме перечень документов, представляемых одновременно с государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Изменения, предусмотренные проектом приказа, связаны с изменением критериев отбора субъектов Российской Федерации, предусмотренных пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2024 г. № 1331 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363», а также с изменением методики формирования правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, методика разработки которого утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2024 г. № 464.

Одновременно с этим проектом приказа предлагается признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2020 г. № 778н «Об утверждении перечня документов, представляемых одновременно с государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и формы заявки о перечислении субсидии».

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=151554

 

Официально опубликованные нормативные правовые акты

 

Федеральный закон от 14.10.2024 № 343-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об условиях строительства, создания и функционирования международного образовательного центра для одаренных детей в Республике Таджикистан»

Ратифицировано межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об условиях строительства, создания и функционирования международного образовательного центра для одаренных детей в Республике Таджикистан, подписанное в городе Москве 18 декабря 2023 года.

Соглашением закрепляются условия и порядок строительства международного образовательного центра в городе Душанбе проектной мощностью 500 обучающихся с круглосуточным и круглогодичным пребыванием, осуществляющего образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, а также по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами Российской Федерации и государственными образовательными стандартами Республики Таджикистан.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_488000/

  

Судебная практика

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2024 № 46-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 152 и пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Г. Исаковой»

Конституционный Суд подтвердил право приемных родителей на взыскание процентов за просроченную выплату причитающегося им вознаграждения с органов опеки.

Отмечено, в частности, следующее: хотя в основе правового регулирования отношений, связанных с воспитанием ребенка в приемной семье, лежат публично-правовые начала, природа этих правоотношений предполагает наличие определенных гражданско-правовых элементов, которые при необходимости могут обусловить применение положений гражданского законодательства.

В постановлении Конституционный Суд выявил ряд признаков вознаграждения приемным родителям, свидетельствующих о его гражданско-правовой природе, из которых следует, что законодатель не исключает возможности применения гражданско-правовых способов защиты прав приемного родителя, связанных с выплатой такого вознаграждения. Это позволяет в отсутствие специальных нормативных положений об ответственности органов опеки и попечительства за несвоевременную выплату вознаграждения применять для целей защиты имущественных интересов приемных родителей пункт 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ, что обеспечивает наиболее эффективное восстановление прав приемных родителей.

Таким образом, пункт 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ, пункт 2 статьи 152 и пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ в их взаимосвязи признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не могут выступать в качестве основания для отказа в удовлетворении требования приемного родителя о взыскании процентов за несвоевременную выплату органами опеки и попечительства ежемесячного вознаграждения за исполнение им обязанностей, предусмотренных договором о приемной семье.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202410160001

 

 Разъясняющие письма, информационно-методические документы


Письмо Росреестра от 29.07.2024 № 06-01353/24 «По вопросу о способах получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости о наличии недвижимого имущества у несовершеннолетнего»

Рассмотрен вопрос о способах получения сведений из ЕГРН о наличии недвижимого имущества у несовершеннолетнего.

Отмечается, что подать запрос на получение сведений из ЕГРН от имени несовершеннолетнего возможно в форме бумажного документа при личном обращении несовершеннолетнего старше 14 лет, родителей либо представителя несовершеннолетнего до 14 лет в МФЦ, предъявив необходимые документы, или путем отправки запроса по почте в филиал ППК «Роскадастр».

В настоящее время отсутствует возможность запроса в электронном виде сведений из ЕГРН от имени несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста.

Пользователям Единого портала госуслуг с подтвержденной учетной записью, достигшим 14 лет, доступна в том числе услуга по предоставлению сведений из ЕГРН в виде выписки.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_488239/

 

 

«МР 2.3.0340-24. 2.3. Гигиена питания. Подготовка и проведение мониторинга питания обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2024)

Утверждены методические рекомендации МР 2.3.0340-24. 2.3. Гигиена питания. Подготовка и проведение мониторинга питания обучающихся общеобразовательных организаций.

Рекомендации МР 2.3.0340-24 введены взамен аналогичных рекомендаций МР 2.3.0316-23, утвержденных руководителем Роспотребнадзора, Главным государственным санитарным врачом РФ 28.02.2023.

Рекомендации направлены на получение информации, характеризующей: распространенность избыточной массы тела и ожирения у обучающихся и их родителей; организацию, структуру и режим питания; частоту потребления отдельных продуктов питания и готовых блюд, являющихся источниками витаминов, минеральных веществ и клетчатки, а также продуктов питания и готовых блюд с избыточным содержанием критически значимых нутриентов; факторы риска нарушений здоровья обучающихся, связанные с пищевым фактором и низкой физической активностью; региональные особенности питания детей.

Рекомендации предназначены для специалистов органов и подведомственных организаций Роспотребнадзора.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_488191/

 

#НПА



Версия для печати

НАЗАД


 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Top.Mail.Ru

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

официальный сайт