02. 09. 2025    Обзор нормотворческой деятельности и правоприменительной практики в сфере защиты материнства, детства и семьи



 

ОБЗОР

нормотворческой деятельности и правоприменительной практики

в сфере защиты материнства, детства и семьи – 29.08.2025

 

 

Проекты нормативных правовых актов,

вынесенные на обсуждение 

 

Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 

Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 15 и 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», направленные на совершенствование деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи и уточнение полномочий исполнительных органов государственной власти Российской Федерации. 

Право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют такие категории граждан, как дети инвалиды, дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, усыновители. Вопросы по которым указанным лицам может быть предоставлена бесплатная юридическая помощь, относятся к компетенции Уполномоченного по правам ребенка. 

Законопроектом предлагается включить Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации в число участников государственной системы бесплатной юридической помощи путем внесения соответствующих изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона. 

https://sozd.duma.gov.ru/bill/1005070-8 

 

 

Депутат Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменения в статью 131 Федерального закона «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» 

Законопроект разработан в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года, согласно которому «В целом задача в том, чтобы строящееся жилье становилось более доступным для семей, чтобы жилищный фонд в стране системно обновлялся». 

Кроме того, законопроект направлен на поддержку семей, решивших улучшить свои жилищные условия, но не имеющих возможности приобрести (построить) новое жилье без продажи имеющегося, либо не имеющих возможности обеспечить содержание (налоги, оплата ЖКХ) одновременно двух жилых помещений. 

Федеральным законом № 118-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» были введены ограничения в части возможности использования социальной выплаты на приобретение жилого помещения исключительно в целях приобретения жилого помещения для постоянного проживания, а также соответствующий этой цели запрет на последующее отчуждение жилых помещений, приобретенных с использованием государственного жилищного сертификата, сроком на пять лет. 

Законом не учтены существующие в Российской Федерации меры государственной поддержки семей с детьми для улучшения жилищных условий: возможность использования материнского (семейного) капитала, получения льготного ипотечного кредита или социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, получения многодетными семьями выплаты в размере 450 тыс. руб. на погашение ипотечного кредита (займа) и других мер поддержки, включая региональные программы по улучшению жилищных условий граждан. 

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на гарантированное обеспечение помощи тем, кто действительно нуждается в жилье, а также в улучшении жилищных условий в случае, например, рождения (усыновления) ребенка. При этом, сохраняются предусмотренные меры защиты от мошеннических действий неправомерного использования социальных выплат на приобретение жилых помещений, когда государственные жилищные сертификаты реализуются с целью последующей перепродажи недвижимости.  

https://sozd.duma.gov.ru/bill/1004406-8 

 

 

Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 128 Трудового кодекса Российской Федерации» 

В целях повышения уровня трудовых прав и гарантий работников, воспитывающих детей, и устранения правовой неопределенности законопроектом предлагается закрепить в части второй статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации новую категорию работников, которым работодатель обязан предоставить по письменному заявлению отпуск без сохранения заработной платы. К таким лицам предлагается родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей) детей, обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Им гарантируется предоставление одного неоплачиваемого дня отпуска в связи с началом учебного года. 

Предлагаемые изменения будут способствовать укреплению института семьи, обеспечению баланса интересов работников и работодателей, а также гарантированной реализации права граждан на участие в важном семейном событии — начале нового учебного года их детей.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/1003940-8

 

 

Депутаты Государственной Думы, Сенаторы Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»

Законопроектом предлагается установить, что совершение любого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы независимо от возраста потерпевшего лица является основанием для прекращения гражданства Российской Федерации. Кроме того, предлагается дополнить перечень оснований такими составами преступлений как торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ) и вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ).

Представляется обоснованным включение указанных составов в число оснований прекращения гражданства Российской Федерации, поскольку торговля людьми грубо нарушает базовые конституционные ценности - свободу и неприкосновенность личности, право на достойную жизнь и человеческое достоинство, а вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений разрушает будущее детей, способствует криминализации молодежной среды и усиливает социальную напряженность.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/1003535-8

 

 

Депутаты Государственной Думы, Сенатор Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Законопроект разработан в целях расширения перечня направлений, по которым лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям.

Законопроектом предусматривается возможность направления средств материнского (семейного) капитала на ведение личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ).

Предоставление семьям с детьми права направлять средства материнского капитала на ведение J11IX позволит обеспечить их продуктами собственного производства, сократить расходы на питание, создать условия для самозанятости и дополнительного заработка, а также повысить уровень жизни в сельских территориях. Вместе с тем это будет способствовать укреплению экономической самостоятельности и независимости семей с детьми, снижению уровня бедности и развитию сельских территорий.

Законопроектом устанавливается правовой механизм направления средств материнского капитала на цели, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, включая приобретение имущества (теплиц, сельскохозяйственных животных, пчел и птиц, сельскохозяйственной техники, различного инвентаря и оборудования, а также транспортных средств и иного имущества, используемого для производства сельскохозяйственной продукции).

При этом сохраняется контроль за целевым использованием средств, который будет осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Реализация законопроекта позволит придать материнскому (семейному) капиталу новый социально-экономический эффект: он станет не только мерой поддержки при рождении детей, но и инструментом устойчивого развития малых городов и сельских территорий. Такой подход обеспечит долгосрочные результаты в виде укрепления демографического потенциала страны и повышения качества жизни граждан.

Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2026 года.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/1002516-8

 

 

Депутаты Государственной Думы проект федерального закона «О ежегодной выплате семьям, имеющим детей, обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего, а также очной формы среднего профессионального и высшего образования, реализуемым в Российской Федерации»

Для улучшения демографической ситуации необходима разработка комплексных мер поддержки семьи со стороны государства во всех сферах жизни.

Федеральным законом предлагается осуществлять ежегодную выплату перед началом учебного года семьям, имеющим детей, обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего, а также очной формы среднего и высшего образования, реализуемым в Российской Федерации.

Предлагается установить ежегодную выплату в размере 28 700 рублей семьям, имеющих детей от 6 до 18 лет (детей-инвалидов до 23 лет) обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Для семей, признанных малоимущими, установить ежегодную выплату в размере 43050 рублей, включив в выплату дополнительно 50% от средней стоимости школьного набора.

Также федеральным законом предоставлять данную выплату для семей, имеющих детей в возрасте от 18 до 23 лет (детей -инвалидов до 28 лет) и обучающихся по основным профессиональным образовательным программам очной формы среднего профессионального и высшего образования, в размере 14350 рублей, рассчитывая выплату как половину от средней стоимости школьного набора.

Для семей, имеющих детей, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам очной формы среднего профессионального и высшего образования, и признанных малоимущими, установить такую выплату в размере 21525 рубля, рассчитывая выплату как 75% от средней стоимости школьного набора.

Гражданин сможет подать заявление о назначении ежегодной выплаты с 1 января по 1 ноября текущего года по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Ежегодная выплата осуществляется в июне-декабре соответствующего календарного года, в который возникает право на ее получение. Ежегодная выплата перечисляется на счет гражданина, открытый в российской кредитной организации.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/1001940-8

 

 

Минюст России проект федерального закона «О внесении изменений ‎в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Законопроект разработан в целях обеспечения перечисления денежных средств, взысканных при исполнении судебных актов ‎на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях ‎по гражданским, семейным и уголовным делам ‎от 7 октября 2002 г. и Соглашения между Российской Федерацией ‎и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов от 3 марта 2015 г.

Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. № 624-ФЗ ‎«О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в целях минимизации случаев перечисления денежных средств в пользу недобросовестных взыскателей, ставящих целью легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от налогов и дальнейший вывод денежных средств за пределы Российской Федерации с использованием исполнительных документов, предусмотрена обязанность перечисления денежных средств, подлежащих взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателей, открытые ‎в российской кредитной организации, или казначейский счет.

Законопроектом предлагается исключение для обязательного указания реквизитов банковского счета взыскателя, открытого ‎в российской кредитной организации, или его казначейского счета, ‎на которые следует перечислить взысканные денежные средства, ‎по исполнительным документам в отношении граждан и организаций Республики Беларусь о:

1) взыскании алиментов на детей;

2) возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью ‎(в том числе о возмещении вреда в связи со смертью кормильца), ‎и возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Реализация законопроекта позволит перечислять взысканные денежные средства на банковские счета взыскателей, открытые ‎в белорусской кредитной организации, или счета Министерства финансов Республики Беларусь (его территориального органа), открытые в белорусском банке.

Исключение для обязательного указания реквизитов банковского счета для взыскателя – организации Республики Беларусь обуславливается тем, что статья 853 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З содержит категорию платежей, именуемых расходами, понесенными государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Таким образом, при реализации законопроекта организации Республики Беларусь смогут наравне с гражданами Республики Беларусь получать взысканные с должников алименты на детей.

Одновременно устанавливается, что денежные средства, взысканные по исполнительным производствам, возбужденным ‎до вступления в силу соответствующего федерального закона, взыскателями по которым являются государственные органы Республики Беларусь, распределяются в установленном законодательством об исполнительством производстве порядке, ‎и перечисляются на счета взыскателей, открытые в Республике Беларусь.

https://regulation.gov.ru/projects/159670

 

 

Минцифры России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 26 части первой и статью 846 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»

Законопроект подготовлен в целях совершенствования законодательства в части использования банковских счетов несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет.

С целью предотвращения совершения в отношении несовершеннолетних противоправных действий с использованием ‎их банковских счетов законопроектом предлагается установить письменную форму согласия на открытие банковского счета несовершеннолетнему, которое дается родителями, усыновителями или попечителем, а также способы предоставления такого согласия, которые будут определены Правительством Российской Федерации.

Также законопроектом предлагается снизить верхнюю границу возраста несовершеннолетних, для которых Гражданским кодексом Российской Федерации устанавливается запрет на открытие банковских счетов без согласия их законных представителей, до шестнадцати лет.

https://regulation.gov.ru/projects/159658

 

 

Минюст России проект федерального закона «О внесении изменения ‎в статью 3 Семейного кодекса Российской Федерации»

Законопроектом предусмотрено изменение в статью 3 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), устанавливающую источники семейного ‎права – семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права.

С учетом особого предмета правового регулирования ‎и социальной значимости СК РФ в целях недопущения произвольных ‎и несистемных изменений в СК РФ законопроектом предлагается  закрепить положение, согласно которому внесение изменений в указанный кодекс осуществляется отдельными законами.

Принятие законопроекта позволит наиболее эффективно проводить работу по совершенствованию семейного законодательства и защитит сферу правового регулирования семейных отношений от спонтанных изменений.

https://regulation.gov.ru/projects/159430

 

 

Официально опубликованные нормативные правовые акты

 

Приказ Минтруда России от 23.07.2025 № 458н «Об утверждении Стандарта оказания услуги по ортезированию детей-инвалидов»

Утвержден Стандарт оказания услуги по ортезированию детей-инвалидов.

Стандарт распространяется на деятельность поставщиков, предоставляющих услугу по ортезированию детей-инвалидов.

При предоставлении услуги должны соблюдаться следующие требования, в частности: услуга осуществляется в соответствии с рекомендациями в ИПРА с учетом общей цели реабилитации; на каждого ребенка-инвалида оформлена документация по ортезированию; осуществляется контроль качества ортеза перед выдачей в эксплуатацию.

Оценку результатов реализации услуги выполняют путем определения соответствия исполнения ортеза требованиям технической документации, его соответствия функциональному (медицинскому), социальному (условия эксплуатации и потребности) назначению, а также моральному удовлетворению ребенка-инвалида и (или) родителя (законного или уполномоченного представителя) качеством оказания услуги в соответствии с разделом 5 ГОСТ Р 71819-2024.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202508250004

 

 

Приказ Минтруда России от 21.07.2025 № 449н «Об утверждении Стандарта оказания услуги по протезированию детей-инвалидов»

Утвержден Стандарт оказания услуги по протезированию детей-инвалидов.

Стандарт распространяется на поставщиков услуг, предоставляющих услугу по протезированию детей-инвалидов.

При предоставлении услуги должны соблюдаться следующие требования: услуга осуществляется в соответствии с рекомендациями в ИПРА с учетом общей цели реабилитации; на каждого ребенка-инвалида оформляется документация по протезированию; осуществляется контроль качества протеза перед выдачей в эксплуатацию.

Поставщик услуги должен обеспечить в соответствии с установленными требованиями доступность зданий, строений, сооружений и (или) помещений, а также прилегающей территории для детей-инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Оценку результатов реализации услуги выполняют путем определения соответствия исполнения протеза требованиям технической документации, его соответствия функциональному (медицинскому), социальному (условия эксплуатации и потребности) назначению, а также моральному удовлетворению ребенка-инвалида и (или) родителя (законного или уполномоченного представителя) качеством оказания услуги.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202508250003

 

 

Приказ Минтруда России от 29.07.2025 № 468н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. № 668н»

Уточнен порядок назначения пособий по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения.

Установлено, что женщинам, обучающимся по очной форме обучения, пособие назначается и выплачивается территориальными органами СФР по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания), на основании справки медицинской организации.

Размер единовременного пособия при рождении ребенка определяется на дату рождения ребенка.

Внесены уточнения в перечень документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты СФР пособия по беременности и родам, в том числе в части сведений о факте обучения по очной форме обучения, а также о периоде нетрудоспособности женщины, обучающейся по очной форме обучения.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202508260015

 

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22.08.2025 № 206 «О внесении изменений в перечень льгот, применяемых к региональным тарифам, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.09.2023 № 253»

Дополнен перечень лиц, освобождаемых от регионального тарифа при совершении нотариальных действий.

В перечень лиц, освобождаемых от регионального тарифа на 100%, включены лица, указанные в Федеральном законе от 31.07.2025 № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также освобождены от регионального тарифа по всем видам нотариальных действий дети-сироты, дети-инвалиды, а также дети, оставшиеся без попечения родителей.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202508260017

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25.08.2025 № 209 «Об утверждении Порядка проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей»

Данным приказом в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» утвержден Порядок проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей.

Основными направлениями культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними является нравственное, правовое, патриотическое, социально-культурное, физическое, эстетическое и духовное воспитание, способствующее устойчивому и гармоничному развитию личности несовершеннолетнего, а также их полезной занятости.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202508280022

 

 

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.08.2025 № 501н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам детской онкологии и гематологии»

Приказом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 37 и частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения в пункт 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.02.2021 № 55н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология и гематология» в части вступления его в силу с 1 сентября 2026 года, а также соответствующие изменения в Порядок диспансерного наблюдения детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.06.2021 № 629н.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202508280008

 

 

 

Разъясняющие письма, информационно-методические документы

 

Письмо Минпросвещения России от 06.06.2025 № АБ-2169/07 «Об обеспечении питанием обучающихся с ОВЗ образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов»

Минпросвещения даны рекомендации по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При расчете стоимости компенсации питания указанным обучающимся рекомендовано учитывать, в частности, среднюю по субъекту РФ стоимость среднесуточных наборов пищевых продуктов, установленные нормы питания при расчете среднесуточных наборов, а также количество дней фактического обучения в году.

Кроме того, обращено внимание на правила составления меню с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_512854/

 

 

Письмо Минобрнауки России от 03.07.2025 № МН-/1337 «О программе поддержки молодежи от 14 до 22 лет «Пушкинская карта»

Минобрнауки информирует о порядке расходования средств при использовании «Пушкинской карты».

Граждане РФ в возрасте от 14 до 22 лет могут оформить банковскую карту «Пушкинская карта» для оплаты билетов за счет средств федеральной субсидии. На баланс карты зачисляется 5 000 рублей, 2 000 из которых можно потратить на просмотр отечественных кинофильмов.

Баланс карты обновляется ежегодно 1 января. Обращено внимание на то, что не потраченные до конца календарного года средства не суммируются и подлежат списанию.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_512999/

 

 

Письмо Минпросвещения России от 14.08.2025 № ВЖ-1399/05 «О направлении информации»

Утверждены методические рекомендации по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Рекомендации предназначены для использования исполнительными органами субъектов РФ, федеральным и региональными операторами, педагогическими работниками и административно-управленческим персоналом образовательных организаций, а также иными организациями, заинтересованными в результатах профориентационной работы.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_513121/

 

 

Письмо Минпросвещения России от 18.08.2025 № 07-4155 «О направлении информации»

Направлена информация по вопросам организации и проведения социально-психологического тестирования обучающихся в школах и колледжах, направленного на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, в 2025/26 учебном году.

В письме представлен рекомендуемый порядок действий и взаимодействия исполнительных органов субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и образовательных организаций, проводящих социально-психологическое тестирование.

Отмечено, что проведение социально-психологического тестирования обучающихся, осваивающих адаптированные образовательные программы, носит рекомендательный характер.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_512763/

 

 

#НПА




Версия для печати

НАЗАД


 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

официальный сайт